Отечественные кинодеятели в последние двадцать лет много рассуждают о возрождении украинского кино, но почти всегда забывают, что без зрительского интереса это вряд ли возможно. А зритель предпочитает ходить в кино, чтобы развлечься.
Снятые за последние десять лет украинские жанровые фильмы, призванные развлекать, можно пересчитать на пальцах одной руки: триллер «Штольня», мелодрама «Сафо», мелодраматический приключенческий экшен «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» и еще пара релизов, о которых мало кто слышал и которых почти никто не видел. При этом об их качестве принято высказываться деликатно — либо хорошо, либо ничего, — и более популярным чаще оказывается второй вариант.
Создатели свежей украинской картины «Ломбард» решили переломить ситуацию. Режиссер и сценарист ленты Любомир Левицкий хотел сделать легкий «попкорновый» фильм для поклонников криминальных комедий в духе Квентина Тарантино.
К вопросу Левицкий подошел основательно. Прежде чем приступить к собственному сценарию, он изучил фильмографию еще одного мастера криминальных комедий, британца Гая Ричи, а некоторые его картины расписал по персонажам и сюжетным ходам, чтобы понять логику, по которой развивается история. Затем больше двух лет писал и переписывал сценарий «Ломбарда». Оказалось — не зря.
Сюжет этого фильма закручен вокруг двух мешков золота. Они принадлежат одному крупному банкиру, но на них положили глаз коррумпированные милиционеры, с которыми банкир не захотел делиться добровольно, а также инкассаторы, решившие улучшить свое материальное положение перед увольнением.
На разных этапах в историю с золотом впутываются братья Яков и Марк Левины, приятные молодые люди с криминальным прошлым, их дядя Феликс, который не хочет отдавать племянникам долю в ломбарде, владелец автомастерской Юра Сварщик, известный тем, что сварочный аппарат он использует с выдумкой, его жена-ювелир, а также троица гопников, промышляющих мелким воровством, и еще несколько персонажей помельче.
Главное достоинство фильма заключается в том, что при таком количестве героев каждый из них выглядит колоритно и к концу ни один не теряется. А все сюжетные ходы, даже самые неожиданные, в финале складываются в замысловатую, но логичную картинку.
Есть у «Ломбарда» и другие достоинства. Например, оригинальный саундтрек, написанный фронтменом отечественной группы «С. К. А. Й.» Олегом Собчуком, — эти застревающие в голове мелодии вполне могли бы звучать и в фильмах Гая Ричи. Или комиксовая стилистика открывающих фильм титров — нечто подобное мы видели, например, у Роберта Родригеса в его «Городе грехов». Или шуточки про кино и комиксы, которые не нужны для развития сюжета, однако приятно разбавляют общую канву, — вполне в духе тарантиновского «Криминального чтива».
Есть у «Ломбарда» и недостатки. Слишком много закадрового текста, объясняющего происходящее на экране, слишком много крупных планов, которые крупнее, чем нужно, — даже для современного кино, злоупотребляющего говорящими головами в кадре.
Перестрелок могло быть и больше и они могли бы быть динамичнее. Список можно продолжать, но делать этого не хочется. Не так уж часто в прокат выходят украинские фильмы, создатели которых не заставляют зрителя думать о высоком, а наоборот — дают возможность об этом высоком забыть, взять попкорн и полтора часа просто получать удовольствие.