В будущем году максимально допустимый объем государственного долга по сравнению с 2013 г. увеличится на 65,6 млрд грн — до 548,6 млрд грн и составит 32,4 % ВВП. Такие показатели, по словам первого замминистра финансов Анатолия Мярковского, Кабинет министров заложил в проект госбюджета на 2014 г.
Таким образом, предельный размер госдолга на следующий год будет выше предусмотренного среднесрочной стратегией управления госдолгом на 2013‑2015 гг., разработанной ранее Министерством финансов. Последняя предполагала, что в 2014 г. соотношение госдолга к ВВП составит не более 30,9 %.
«Дополнительные 65,6 млрд грн госдолга — это средства, которые требуются Кабмину на покрытие запланированного на уровне 2,7 % ВВП дефицита госбюджета-2014 и дефицита НАК «Нафтогаз України», — предполагает исполнительный директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Как сообщила «Капиталу» первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (КПУ), в следующем году правительство планирует увеличить на 6,9 млрд грн (до 14,9 млрд грн) объем планируемых к выпуску ОВГЗ под увеличение капитала «Нафтогазу України».
Курс на внешние займы
Ранее Анатолий Мярковский заявлял, что суть долговой политики Кабмина сводится к постепенной переориентации Украины с внешних заимствований на внутренние. Но, по мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, в следующем году причиной увеличения обязательств государства послужат все‑таки внешние займы.
Во-первых, полагает Оксана Калетник, выход Украины на запланированный уровень госдолга зависит в том числе от возобновления сотрудничества с МВФ. «Если нашей стране удастся договориться с кредитором, она, помимо средств фонда, сможет привлечь $ 650 млн финансирования от ЕС. Это предполагает соглашение об ассоциации с Европейским союзом», — отметила народный депутат.
Во-вторых, обращает внимание руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен, в 2014 г. Кабмину предстоят существенные выплаты по обслуживанию и погашению госдолга.
«Правительству придется занимать в долларах, в связи с этим быстро переориентировать госфинансы на внутренние заимствования не получится», — поясняет он. Напомним, согласно графику прогнозных платежей Минфина на обслуживание и погашение действующих кредитов, в следующем году Кабмину необходимо выделить 54 млрд грн.
В-третьих, правительственная программа активизации экономики закладывает курс на мобилизацию ресурсов международных финансовых организаций (МФО) и доноров техпомощи.
В частности, предполагается подписание в 2013‑2014 гг. около 25 новых соглашений с организациями-донорами техпомощи, а также привлечение от МФО средств на развитие городской жилищно-коммунальной инфраструктуры, строительство метро в Харькове, улучшение системы водоснабжения в Черновцах и по другим направлениям.
Также Анатолий Мярковский заявил в пятницу, что привлечение дополнительных ресурсов потребуется и на финансирование дорожной отрасли.
«В следующем году оно будет осуществляться из уже определенных источников — во‑первых, из так называемого дорожного фонда в объеме 17,4 млрд грн, что на 9 % превышает план этого года. А также за счет заимствований международных финансовых учреждений, предварительный объем которых оценивается на уровне 2,3 млрд грн», — уточнил замминистра.
При этом он допускает возможность, что при наличии проектов объем расходов может увеличиться за счет кредитов, выданных под госгарантии, и средств инвесторов. По информации «Капитала», сейчас правительство заканчивает формирование перечня кредиторов, у которых планирует привлекать финансирование в следующем году.
Бюджетное кредитование сократится
В 2014 г. Кабмин намерен пересмотреть и политику выдачи бюджетных займов госпредприятиям. По словам Оксаны Калетник, согласно проекту основного финансового документа страны, размер предоставляемых из госбюджета займов составит 9,1 млрд, что на 4,3 млрд меньше соответствующего показателя 2013 г. В частности, из общего фонда будет выдано 1,4 млрд грн, из спецфонда — 7,7 млрд грн займов.
Объем кредитов, которые предполагается вернуть в следующем году в госбюджет, запланирован на уровне 3,9 млрд грн, что на 8,3 млрд грн меньше, чем в текущем. Возврат займов в общий фонд госбюджета предусматривается в объеме 1,2 млрд грн, в спецфонд — 2,7 млрд грн.
«Хотелось бы понимать, за счет чего произошло такое уменьшение. Оно может быть связано с тем, что правительство планирует или уже реструктуризировало обязательства с заемщиками», — говорит Оксана Калетник. Как правило, отмечает она, реструктуризация не проходит безболезненно и сопровождается или повышением ставки, или другими дополнительными условиями, которые отразятся на поступлениях в государственную казну в будущем.
Еще одно новшество проекта госбюджета-2014 — сокращение объема госгарантий на 20 млрд грн — с 50 млрд грн в нынешнем году до 30 млрд грн в следующем.
«Оно может быть связано с тем, что хороших инвестпроектов не так уже и много. На их подготовку требуется время и если смотреть по этому году, Кабмин не исчерпал запланированные 50 млрд грн», — подчеркнула народный депутат. Александр Вальчишен в свою очередь считает сокращение объема госгарантий негативным сигналом, свидетельствующим о том, что в 2014 г. уровень господдержки бизнеса может снизиться.