Когда зарубежные политики говорят об особой важности «дела Тимошенко» для евроинтеграции Украины, то они практически не лукавят. Западная общественность не сильно вникает в сущность тех обязательств, которые берет на себя Киев.
Зато позитивный итог несколько затянувшегося «дела Тимошенко» — вполне очевидный символ «европейского выбора Киева».
Именно поэтому освобождение Юлии Тимошенко и невыполнение при этом ряда других требований ЕС давало намного больше шансов на подписание соглашения об ассоциации в ноябре, нежели выполнение всех условий при продолжающемся заключении ЮВТ.
Киев пошел вторым путем, и еще в самом начале ялтинского саммита, 20 сентября, президент Виктор Янукович, отвечая на вопрос Арсения Яценюка о судьбе Тимошенко, заявил, что «пока мы не сказали ни «да», ни «нет», и уточнил, что «ответ должен быть в плоскости, которая позволила бы нам в законодательном поле найти решение».
Однако наших европейских партнеров в этом конкретном случае законодательно-юридическая сторона вопроса абсолютно не интересует. Первой это четко дала понять президент Литвы Даля Грибаускайте, которая заявила, что Ассоциация с ЕС — это комплексное пакетное решение, и «вопрос Тимошенко входит в этот пакет».
Затем последовало заявление министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, главы комитета по иностранным делам Европарламента Элмара Брока и еврокомиссара по вопросам расширения ЕС Штефана Фюле об особой важности «прогресса в отношении выборного законодательства, закона о Генеральной прокуратуре, а также относительно дела Юлии Тимошенко».
Далее глава МИД Польши Радослав Сикорский, отбросив дипломатичность, предупредил Киев о том, что «в вопросе Тимошенко для украинской власти главное — не просчитаться», напомнив о том, какое важное место этому вопросу уделяет Ангела Меркель.
Подвел черту под заочными прениями вышеупомянутый Эльмар Брок. Он напомнил, что Европарламент будет принимать свое решение, заслушав результаты миссии Квасьневского — Кокса по «делу Тимошенко», и уточнил, что при отсутствии решения «у нас возникнут проблемы».
Вслед за бригадой «злых следователей» пришла группа «добрых»: на помощь поспешили Квасьневский и Кокс. Первый заявил, что решением проблемы может стать лечение Тимошенко за рубежом, а второй прозрачно намекнул — мол, хотел бы, чтобы их доклад Европарламенту 15 октября состоял только из двух слов: «задание выполнено».
Вот таким вот витиеватым образом Киеву был поставлен ультиматум, который невозможно не выполнить.