У Украины – отрицательный миграционный баланс. За минувший год страну посетило 13,02 млн иностранных граждан, в то время как количество украинцев, выезжающих заграницу, достигло 23,36 млн человек. Эти цифры сопоставимы с показателями 2014 года, когда было зафиксировано 12,71 млн пересечений государственной границы на въезд и 22,44 млн – на выезд. Однако в структуре потока произошли заметные изменения.
Основной тренд, который обращает на себя внимание – значительное сокращение числа граждан Российской Федерации, посещавших Украину в минувшем году. Количество официальных российских визитеров уменьшилось почти вдвое – с 2,36 млн человек в 2014 году до 1,33 млн в 2015-м. Сергей Чехович, заведующий отделом Главного управления по вопросам конституционной реформы Администрации президента Украины, уверен, что отрицательная динамика связана не с экономическими или социальными факторами. «Я на личном опыте убедился – родственники считают нас националистами. Не приезжают и не общаются», – говорит он.
Елена Малиновская, главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований, указывает еще одну – чисто статистическую – причину уменьшения количества въезжающих россиян. «Ранее они ездили отдыхать в Крым, а теперь для этого не нужно въезжать в Украину», – говорит она.
Интересно, что поток украинцев в Россию практически не изменился – 4,16 млн человек в 2015 году против 4,67 млн человек годом ранее. «Украинцы же ездят в Россию не отдыхать, а работать. Это трудовые мигранты», – поясняет Чехович. Небольшое проседание компенсировано ростом трудового транзита через Беларусь. «Достаточно большой поток украинцев, которые выезжают на заработки в Россию, теперь идет через белорусскую границу – это связано и с прекращением перелетов, усложнением прохода непосредственного контроля Украина-Россия. Поток людей, которые едут на восток, идет через Беларусь», – говорит Олег Пендзин, эксперт Экономического дискуссионного клуба.
В структуре выездного потока, как и в прошлом году, уверенно лидирует Польша. В эту страну выезжали 9,52 млн человек, что почти на четверть больше, чем в 2014 году (7,66 млн человек). Пендзин напоминает, что Польша ввела достаточно благоприятный режим для украинских трудовых мигрантов, который в ближайшее время может быть еще более либерализирован.
«Польская Ассоциация работодателей совместно с одной из фракций польского парламента провозгласили необходимость предоставления [помощи] всем украинцам, которые находятся на территории Польши, и создания максимально льготного миграционного режима, – говорит он, подчеркивая, что таким образом Польша, население которой за последние 70 лет уменьшилось с почти 40 млн до 34 млн человек, хочет восполнить это физическое уменьшение за счет возможных мигрантов из Украины. «Предполагается, что до 5 млн украинцев получат Карту поляка», – говорит он. Также активная бизнес-миграция идет в Венгрию, куда выехало 2,44 млн человек – это третье по популярности направление.
Рост количества выездов эксперты связывают не только с экономической ситуацией в стране, но также и с несколькими волнами мобилизации, которые проходили в Украине в 2015 году. «Действительно, многие уехали, чтобы не призвали воевать. У меня консультировались люди, объясняя причины выезда нежеланием быть мобилизованными», – говорит Сергей Чехович.
При этом тенденция изменения миграционного вектора и вектора мобильности возникла не вчера и не сегодня. «То, что называется западным дрейфом, наблюдается давно. Миграция на постсоветском пространстве дрейфует в западном направлении. События последних лет этот процесс ускорили», – подчеркивает Малиновская.