Ответ соседям
Утилизация старой техники создаст предпосылки для обновления автопарка, предполагает почетный президент компании «УкрАВТО», народный депутат Тариэл Васадзе (фракция Партии регионов), который уверен в подписании этих законопроектов. По его информации, в Украине 10 млн автомобилей и более 80 % из них старше 13 лет. При этом каждый год в нашу страну ввозится свыше 130 тыс. старых иномарок.
Уполномоченный правительства по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян считает, что новый налог — это ответ Российской Федерации, которая ввела утилизационный сбор на импортные автомобили в сентябре 2012 г. Тогда российские эксперты утверждали, что изменения в законодательство были внесены с целью защитить отечественный автопром в условиях резкого снижения пошлин после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В ответ на этот шаг премьер Николай Азаров заявил, что правительство рассмотрит вопрос о внедрении аналогичных мер в Украине по отношению к товарам, на которые распространяется действие утилизационного сбора в России. Он отметил, что Украина для начала попробует договориться с соседями о неприменении утилизационного сбора при двусторонней торговле. «Но договориться с Россией об отмене так и не удалось, поэтому украинский парламент принял этот закон», — прокомментировал ситуацию «Капиталу» Валерий Мунтиян.
Утилизационный сбор, введенный Россией, взволновал не только Украину. Налог не соответствует нормам ВТО, заявили представители Всемирной торговой организации в феврале 2013 г. российской стороне. Спустя пять месяцев руководство РФ согласилось, что необходимо адаптировать законодательство к условиям членства в ВТО. И в середине июня 2013 г. в Госдуме был зарегистрирован законопроект, уравнивающий импортеров автомобилей и отечественную сборку в обязанностях по экологическому платежу. Документ планируется принять в июле.
Одним налогом пожертвуют
По мнению руководителя практики права международной торговли адвокатской компании «Волков и Партнеры» Андрея Заблоцкого, принятые народными депутатами документы недоработаны: непонятно, кто будет собирать налог и где будет происходит сама утилизация. Размер предложенного экологического налога больше, чем расходы по утилизации автомобиля, утверждает президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Он настаивает, что не может быть никакой разницы в коэффициентах, которые должны применяться к новым автомобилям разного объема двигателя, ведь цель одна — обезвреживание компонентов непригодного для использования транспортного средства. А количество компонентов (свинец, кислота, ртуть, технические жидкости) во всех автомобилях практически одинаково. По словам Назаренко, ВААИД уже обратилась к Виктору Януковичу с просьбой не подписывать эти законопроекты.
Новый экологический налог по сути не противоречит нормам ВТО, подчеркнул Андрей Заблоцкий. «Но учитывая, что Украина уже ввела спецпошлины на импорт автомобилей в этом году, это еще один барьер в торговле. Повышение цен на автомобили в связи с введением налога ляжет дополнительным финансовым бременем на плечи потребителей», — считает он.
Напомним, с 13 апреля 2013 г. все иномарки, оборудованные бензиновыми двигателями объемом от 1,0 до 2,2 л, облагаются дополнительной пошлиной в размере 6‑13 % от цены машины. «Предполагаю, что один из этих барьеров все‑таки придется убрать. Наиболее вероятный — снятие ограничений в виде спецпошлин, так как их введение вызывает ряд вопросов на соответствие их нормам ВТО», — говорит Заблоцкий.
На запрос «Капитала» Всемирная торговая организация пока не ответила. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) еще не готовы комментировать введение нашей страной нового налога. «Сейчас мы не можем оценить, как это повлияет на торговые отношения Украины с государствами — участниками ЕЭК», — сообщил представитель аппарата ЕЭК, пожелавший остаться неназванным.
Автомобили подорожают
Эксперты уверены, что после введения утилизационного налога автомобили подорожают. «Цена [иномарок] поднимется ровно на стоимость утилизационного сбора», — полагает начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан. Удорожание коснется и отечественных машин. Поскольку отечественным производителям придется инвестировать в систему утилизации автомобилей, эти затраты частично включат в структуру стоимости автомобиля, заявил Тариэл Васадзе.
Подорожание автомобилей приведет к падению продаж, считает директор департамента маркетинга и рекламы «Торговый дом — НИКО» (импортер и дистрибьютор автомобилей Mitsubishi Motors) Максим Хомяк. Тариэл Васадзе не исключает, что перед введением утилизационного сбора вполне может возникнуть ажиотажный спрос, как это было перед введением спецпошлин.
В апреле, по данным компании Auto-Consulting, было продано 26 тыс. автомобилей. Это на 33 % больше, чем за аналогичный период 2012 г. Импортеры уже распродали все запасы, говорит Максим Хомяк, и скорректировали планы в сторону уменьшения объемов ввозимых автомобилей. «Чтобы увеличить поставки автомобилей, необходимо провести перепланирование, которое занимает три-четыре месяца», — заметил он. Поэтому, на его взгляд, спрос на автомобили может остаться неудовлетворенным.