Економіка

реформы

Что Украине придется сделать ради следующего транша МВФ

23057
Что Украине придется сделать ради следующего транша МВФ

МВФ сменил риторику. От уговоров активизировать процесс реформирования Украины фонд перешел к конкретным угрозам прекратить финансирование. Хотя еще несколько недель назад президент Петр Порошенко заверял, что уже в феврале страна может рассчитывать на получение очередного транша. В то же время в обновленной версии проекта Меморандума об экономической и финансовой политике с МВФ, власти подтверждают, что «настроены на реализацию политики и выполнения заданий». В документе речь идет об антикоррупционных действиях, отсрочке пенсионной реформы и в первую очередь, повышении пенсионного возраста, а также обязательствах не пересматривать ставки основных налогов до 2018 года, но увеличить тарифы на газ и тепло.

«МВФ получил прямое свидетельство, что в высших эшелонах власти с коррупцией борются только на словах, — заявили в правительстве: Это был очень доходчивый сигнал для Банковой, раз всех предыдущих не понимают, чем это будет грозить, если ничего не поменяется». МВФ не то, что дипломатично намекнул, а прямо сказал, что не исключено прекращение финансирования Украины из-за отсутствия реформ. «Я обеспокоена тем медленным прогрессом, который демонстрирует Украина в улучшении государственного управления, в борьбе с коррупцией и в снижении влияния корыстных интересов на политику, — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард: При отсутствии заметных усилий, чтобы придать новый толчок реформам в управлении государством и борьбе с коррупцией, сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться в дальнейшем и будет успешной».

По ее словам, Украина рискует вернуться к практике неудачных экономических шагов, которых и так хватало в истории. Поэтому сейчас «жизненно важно», чтобы украинские лидеры вернули государство на обнадеживающий путь реформ.

Прозрачные намеки

МВФ, как основной кредитор Украины, от решений которого зависит и финансовая поддержка ЕС с США, неоднократно говорил о необходимости активизации реформ. Не только в финансово-банковском и бюджетном секторах, но и в вопросах борьбы с коррупцией. Перестали молчать уже даже украинские министры. Обвинив народного депутата, друга и бизнес-партнера президента Игоря Кононенко в лоббировании своих интересов, громко в отставку подал министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. «Здесь дело даже не в том, кто ушел, а в том, что, уходя, он сказал», — говорит собеседник в Кабмине. Заявление Абромавичуса еще более обострило политический кризис в стране. «Если сделанные им (министром, — ред.) во время отставки заявления верны, то это свидетельствует о том, что антикоррупционные меры, которые были приняты правительством, пока не работают», — сказала тогда Лагард.

Еще до официального заявления МВФ активно ходили слухи о возможном сворачивании программы финансирования. В парламенте рассказывают о неформальных беседах с представителями фонда, которые подтверждали, что траншей пока не будет, как и финансирования от Всемирного банка, пока в кресле Генпрокурора находится Виктор Шокин и пока не будет «показан существенный прогресс в борьбе с коррупцией». Кроме того, с обострением противостояния между премьер-министром и президентом, конфликтами в парламентской коалиции, у МВФ встал резонный вопрос — с кем подписывать меморандум и кто возьмет обязательство по реализации программы, если Арсений Яценюк находится на грани отставки. Вопросы у депутатов есть и к министру финансов Наталье Яресько. Подписи этих двух человек также стоят под меморандумом, помимо президента и главы Нацбанка. Судьба кабинета Яценюка решится уже на следующей неделе 16 февраля, после представления отчета о деятельности Кабмина за 2015 год.

Несмотря на то, что правительство находится в подвешенном состоянии, во всяком случае, официально, вчера Кабмин даже утвердил новую программу своей деятельности. И, по словам премьер-министра, в документе содержится 379 «конкретных, предметных решений». И первым пунктом в нем — полная нетерпимость к задержке реформ.

Еще в конце января в Давосе и Петр Порошенко, и Валерия Гонтарева заверяли, что очередной транш Украина получит в феврале. Теперь главный банкир страны говорит, что задержка с возобновлением сотрудничества с фондом может иметь негативные последствия, как для финансовой стабильности, так и уровня благосостояния граждан. А президент в день заявления МВФ о возможной простановке финансирования решил ограничиться лишь заявлением, что власти подготовят дорожную карту приоритетных реформ, так как он все же настроен на решительные действия «для обеспечения политической и финансовой стабильности в государстве». Но при условии перезагрузки правительства без досрочных парламентских выборов.

Вчера Порошенко был более конкретный: «Я хочу сказать нашим врагам и оппонентам — тем, кто надеялся что программа финансирования и программа нашего сотрудничества с МВФ прекращена — не дождетесь. Советую, чтобы правительство и парламент сконцентрировались на ускорении внедрения эффективного корпоративного управления наибольших предприятий, продолжили реализацию и имплементацию программы корпоративного управления НАК „Нафтогаз Украины“, в первую же пленарную неделю сконцентрировались и проголосовали законодательство о приватизации и законы по безвизовому режиму». И все это должно быть рассмотрено, как безотлагательное.

Таким образом, такой пинок власти со стороны фонда позволил активизировать действия Украины. И уже вечером стало известно, что МВФ все-таки продолжит сотрудничество после завершения пересмотра программы. Как передает Интерфакс-Украина, об этом сообщил официальный представитель фонда Джерри Райс: «Мы продолжаем сотрудничество с властью в отношении политики, которая необходима для усиления экономики страны и откроет путь для завершения второго пересмотра».

Курс на реформы

В нашем распоряжении оказался обновленный вариант проекта Меморандума об экономической и финансовой политике, доработанный в январе. В документе говорится о том, что Украина «подтверждает настрой на реализацию политики и выполнения заданий экономической программы». С учетом того, что уже сделано, Украина просит фонд завершить второй пересмотр и предоставить транш в объеме 1,18 млрд SDR (1,7 млрд долларов). С учетом некоторой задержки по пересмотру и выполнению ряда заданий, третий пересмотр должен базироваться на критериях эффективности на конец марта, а доступ к ресурсам обеспечиваться следующими тремя траншами в 978 млн SDR каждый (4,1 млрд долларов).

Таким образом, объем кредитования в 2016 году должен составить 5,8 млрд долларов. По словам министра финансов Натальи Яресько, от сотрудничество с МВФ зависит и предоставление 1 млрд долларов госгарантий США; 1,2 млрд долларов от ЕС и Японии. В целом международная помощь в этом году может составить 8-10 млрд долларов, которые пойдут не только на пополнение международных резервов, а и на реализацию инвестпроектов.

Проект Меморандума содержит несколько разделов и целый ряд заданий, которые власти намерены реализовать в денежно-кредитной, валютно-курсовой, фискальной политике, в энергетическом секторе, судебной системе. Украина берет обязательства продолжать дерегуляцию и улучшать бизнес-климат, в 2016 году начать приватизацию и бороться с коррупцией.

Например, Нацбанк обещает ослаблять административные меры валютного контроля, когда это позволят сделать условия. «Общались с польскими инвесторами на днях, говорят, что ни доллара прибыли получить не могут, валюту нормально купить не могут, так работать уже нельзя», — говорит один из депутатов коалиции, член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Один из менеджеров «Большой четверки» аудиторов отмечает, что иностранные инвесторы пока не видят смысла вкладывать деньги в Украину. «Можно заходить ради прибыли, но ее нет, ради низких налогов — хорошо, но в условиях войны, политического кризиса и воров во власти, и низкие налоги не покажутся плюсом. Их активы должны быть защищены и не должно быть ограничений на распоряжение этими активами. А у нас бизнес даже дивиденды не может заплатить из-за валютных ограничений», — поясняет эксперт.

До конца апреля наибольшие госбанки должны будут завершить разработку своих стратегических бизнес-планов с графиком постепенного сокращения присутствия государства в финансовом секторе. Вчера на заседании правительства была утверждена стратегия реформирования банковского сектора, которая в частности, предусматривает продажу более 20% акций двух госбанков до 2018 года — «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». В парламенте должен будет оказаться законопроект с новыми подходами к корпоративному управлению и передаче правительству ответственности за результаты деятельности госбанков, который должен быть принят до конца июня.

При реализации реформ в фискальном секторе правительство берет обязательства в течение 2016-2017 годов не пересматривать ставки на основные налоги. Стоит отметить, что в недавно опубликованном отчете МВФ, датированном октябрем, то есть за несколько месяцев до пересмотра налоговой нагрузки, фонд рекомендовал Минфину снизить ставку ЕСВ всего до 26% (в результате ставка снижена в среднем с 41% до 22%), так как мировой опыт показывает, что нет связи между снижением ставки и детенизацией экономики. Глава Украинского товарищества экономических свобод Марьян Заблоцкий считает, что полная детенизация бизнеса сама по себе, конечно не происходит из-за снижения отдельных налогов. «Для этого необходимы определенные усилия и определенные условия, например, введение системы единых налоговых ставок, общее снижение, жесткий контроль за оборотом наличных денег, дестимулирование расчетов наличкой», — объясняет он.

По данным Государственной фискальной службы, поступления в январе от ЕСВ составили 10,4 млрд гривен, в то время как за соответствующий период прошлого года было собрано почти 12 млрд гривен. Но налоговики фиксируют рост отчислений по налогу на доходы физлиц на 35%. «Немного позитива для скептиков, — написал в своем Facebook замглавы налогового комитета Андрей Журжий („Самопомич“): Снизив ставку, поступления по ЕСВ по сравнению с январем 2015 года снизились лишь на 12,6% или 1,5 млрд гривен. А в январе 2015 по отношению к 2014 году они упали на 10,5% без какого-либо снижения налогов». Более-менее первый адекватный анализ по детенизации можно будет сделать по результатам 1 квартала. "Все компании, корпорации, с которыми мы общались и они просили снизить ставку ЕСВ, подняли зарплату«,- говорит глава налогового комитета Нина Южанина (БПП). Отчасти этим фактором можно объяснить рост поступлений по НДФЛ.

Примечательно, но в проекте Меморандума правительство не упоминает о реформе упрощенной системы налогообложения и ликвидации спецрежима по НДС для аграриев. «Рубить „упрощенку“ с плеча нельзя, но нужно готовить предпринимателей к тому, что на льготной системе должны остаться действительно предприниматели, а не те, кто в том числе использует систему для минимизации налогов, — говорит представитель „Большой четверки“: Приучить их использовать кассовые аппараты и дать полную свободу, но поставить условия, что через 3 года ситуация будет другой. Кто занимался схемами, будет нести ответственность в полной мере».

В то же время, как и ранее не отказывается Минфин и от необходимости повышения пенсионного возраста, так как в результате резкого снижения нагрузки на фонд оплаты труда и демографических проблем существенно вырастет дефицит Пенсионного фонда. «Мы уже сделали первый этап реформы, отменив спецпенсии и увеличив пенсионный возраст и необходимый стаж для ряда профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию... Продолжили практику удержания пенсий для работающих пенсионеров», — говорится в проекте письма о намерениях. Но центральным элементом должно стать повышение пенсионного возраста и власти просят МВФ перенести сроки на 1 января 2017 года. С этого момента, этот показатель будет повышаться каждый год на полгода пока не достигнет единого — 62 лет. Именно таким образом, пенсионная система будет жизнеспособной и можно будет переходить к внедрению второго уровня. Единства в Кабмине по этому вопросу нет. «Не будет такого пункта в Меморандуме, — заявил министр социальной политики Павел Розенко: Наша жесткая позиция — нет и еще раз нет».

Намерены украинские власти снова повысить тарифы на газ и тепло. Кабмин примет решение о повышении розничного тарифа на газ для домохозяйств, потребляющих менее 1200 куб. м., которые используют газ для отопления в период с 1 октября 2015 года до 31 марта 2016 года — до 75% от размера затрат на основе паритета импорта. Топливо для приготовления еды и подогрева воды, — до 100% от размера затрат на основе паритета импорта, которые действуют до 1 апреля 2016 года. Это новый структурный «маяк». В проекте документа также идет речь о том, что тариф для домохозяйств, потребляющих свыше 1200 куб.м. будет корректироваться ежеквартально для отражения динамики международных цен на газ и обменного курса, чтобы обеспечить 100% покрытие затрат.

Правительство обещает правительство не вводить повторный мораторий на взыскание НАК «Нафтогаз Украины» долгов энергогенерирующих компаний и госпредприятий. И если парламент даже и примет такое решение, президент применит право вето.

В сфере приватизации все стороны настроены на продажу Одесского припортового завода и «Центрэнерго». Антикорррупционная и судебная реформы будут ускорены. Изменения в этих сферах осуществлялись медленнее, чем ожидалось, признают авторы проекта Меморандума. Так, правительство и президент берут обязательства по реализации требований по раскрытию информации об активах высокопоставленных чиновников. Как известно, в бюджете-2016 оказалась норма о переносе сроков декларирования на 2017 год. Позже депутаты обещали вернуть это требование с текущего года, но несколько раз голосование было провалено. Также власти, в частности, планируют обнародовать статистику по делам о коррупции, которые касаются высоких должностных лиц.

Очевидно, Украине без помощи МВФ не обойтись. Теоретически страна может обойтись без поддержки и год, отмечает глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук: «Но это порождает негативные ожидания и толкает курс гривны, а это приводит к разбалансированию бюджета, так как он не будет соответствовать текущей ситуации». Пока кредиторы не отказываются от Украины, курс гривны можно считать относительно стабильным, добавляет Марьян Заблоцкий.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама