Нацбанк в пятницу рассказал, как именно он будет контролировать докапитализацию мелких банков. Они обязаны до июня 2016-го иметь уставный капитал не меньше 120 млн грн, а до 11 января 2017 года – 300 млн грн. Но еще до июня текущего года все банки должны предоставить регулятору реалистичные планы такой докапитализации.
Регулятор будет проверять источник происхождения средств. «В чемоданах никто 100 миллионов не носит – деньги заходят безналичным путем. Это всегда оставляет след, и мы смотрим, откуда и куда прошла платежка: где та тумбочка с деньгами, где были деньги. Реалистичный план предполагает, что банк готов докапитализироваться на какую-то сумму и он должен показать источник денег: предприятие, бизнес, продажа чего-то, депозит собственника, – говорит и.о замглавы НБУ Катерина Рожкова. – Мы хотим видеть, что эти капиталы реальные, а не транзитные, когда с одной стороны зашел капитал, а с другой вышли ценные бумаги».
Альтернативные варианты
Вторым вариантом выполнения требования НБУ могут стать слияния и поглощения небольших банков. Банкиры обращают внимание на отсутствие четкой инструкции, как это можно сделать оперативно. До сих пор слияния банков в Украине удавалось провести только в рамках одной материнской группы. Регулятору надо упростить эту процедуру. «Процедура слияния занимает от девяти месяцев до полутора лет. Мы базируемся на общем законодательстве, которое требует изменений. Мы уже их подготовили и обращаемся к ведомствам, чтобы их внедрить», – отметила Катерина Рожкова.
Предполагается, что банки будут проводить не операционную, а регуляторную реорганизацию, которая требует гораздо меньше времени. Слияния должны будут проходить по упрощенной процедуре и занимать до трех месяцев – от момента принятия решения до утверждения передаточного баланса. С учетом ускорения графика капитализации Нацбанк рассчитывает принять эти изменения уже этой весной.
Полная ликвидация
Тем банкам, которым не удастся осуществить ни первый, ни второй вариант, Нацбанк предлагает самоликвидироваться по упрощенной процедуре. Ее НБУ еще не разработал. «Если у тебя есть завод или фабрика и ты передумал работать, то можно просто рассчитаться с поставщиками, закрыть все и уйти. Но если у тебя банк, то есть и обязательства. Некоторые собственники не могут продать банк, так как нет рынка, а процесс самоликвидации сейчас очень сложный, – рассказывает Катерина Рожкова. – По идее, если ты рассчитался со всеми, то можно сдать банковскую лицензию. И даже если у банка остались активы, то без лицензии с ними гораздо проще будет что-то сделать. Сейчас такой процедуры нет, она очень сложна».
Нацбанк обещает не допустить массового выведения активов из маленьких банков их собственниками. «Мы будем следить за работой банков в процессе докапитализации. Мне не нравится идея работы в них кураторов, так как получится, что Нацбанк перебирает на себя функции риск-менеджмента. Но у нас достаточно отчетности, чтобы видеть, чем они занимаются. Конечно, если будут проблемы с докапитализацией, то тогда мы будем вводить ограничения в банк», – сказала Катерина Рожкова. Нацбанк не ожидает большой нагрузки на госбюджет в случае массовых банкротств маленьких банков, так как их доля по депозитам невелика.
Капитальная критика
Требование НБУ провести срочную докапитализацию негативно воспринимается рынком. В Украинском кредитно-банковском союзе указывают на то, что главной проблемой для экономики сейчас являются вовсе не маленькие, а крупные банки. По подсчетам ассоциации, небольшие банки смогли в сверхсложных условиях получить более 800 млн грн прибыли, а убытки крупнейших учреждений превысили 51 млрд грн. «Около 50% убытков (более 25 млрд грн ) сконцентрировано в четырех банках с российским капиталом. Это требует от регулятора особых мер воздействия, учитывая значительную долю их капитала (10% от капитала всей системы), поскольку банковская система может остановиться даже при оттоке 8% капитала и составить опасность для нашей страны», – намекают в УКБС на банки, которыми должен заняться НБУ вместо того, чтобы «уничтожать» средние и небольшие учреждения.
А депутаты и вовсе обвинили Нацбанк в злом умысле и коррупции. «Мы подозреваем, что такое решение продиктовано желанием владельцев крупных банковских учреждений забрать за бесценок активы большинства малых и средних банков. В результате выиграют также банки, которые находятся в российской собственности, что значительно увеличит угрозу для национальной безопасности Украины», – заявил глава комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады Сергей Рыбалка.
Нацбанк парирует тем, что в случае недокапитализации ответственность за неэффективную работу будет переложена с владельцев банков на их клиентов. «Уже сейчас понятно, что у многих банков недостаточно капитала для нормальной работы. Мы хотим, чтобы рынок был живой, а чтобы банки не стали зомби, им нужен капитал. Мы не можем позволить, чтобы банки развивались только за счет привлеченных у граждан денег, потому что это просто пирамида», – говорит Катерина Рожкова.