Думки

транспорт

Дорогое удовольствие

Аналитические исследования свидетельствуют о существовании взаимосвязи между дорожной инфраструктурой и экономическим развитием, которая отражается в соответствующем соотношении между ростом ВВП на душу населения и плотностью дорог с твердым покрытием (км на миллион жителей).

По данным Всемирного банка, фонд дорожной инфраструктуры на душу населения в странах с высоким уровнем дохода значительно больше, чем в странах со средним и низким уровнями доходов.

Например, в странах с высоким уровнем дохода средняя плотность дорог с твердым покрытием намного больше, чем в странах со средним и с низким уровнем доходов.

Транспорт играет важную роль в достижении целей социально-экономического развития. Он является важнейшим компонентом всего, что делает человек для своего жизнеобеспечения. А отсутствие хороших дорог замедляет экономический рост и улучшение условий жизни.

С другой стороны, развитие эффективной сети автодорог, конечно же, автоматически не ускорит прогресс в сельском хозяйстве, развитие сельских районов, промышленности и торговли, так же как не повысит жизнеспособность городских районов, не увеличит рост занятости, не улучшит качество образования и не расширит личные возможности людей.

Без ряда других факторов, влияющих на процессы экономического развития и повышения благосостояния, одного лишь строительства новых дорог или ремонта существующих недостаточно для ускорения экономического развития или повышения уровня жизни.

Поэтому принятие любого политического решения, связанного с автодорожным сектором, представляет собой очень сложную задачу. Дорожная политика должна согласовываться с общей экономической политикой.

Существует определенный этап экономического и социального развития, когда высокопоставленные должностные лица не могут уклониться от принятия подобного рода решений — чаще всего это происходит тогда, когда обычные люди начинают ценить доступность и осознают реальную ценность времени.

Объективно определить, когда наступает такой этап развития, крайне сложно, если вообще возможно. В мире существуют развитые страны, в которых обширная сеть автодорог была построена даже до или параллельно с устойчивым развитием промышленности и торговли во второй половине ХХ века.

Этот «бум автодорожного строительства» был тесно связан с все более возрастающим ростом приобретения и использования автомобилей, дающих свободу передвижения для большей части населения, которая ранее такой свободы не имела.

В Восточной Европе, где автомобиль презирали как символ «потребительского общества», и обычные люди годами ждали своей очереди на его покупку, характерно замедленное развитие и постоянное игнорирование надлежащего обслуживания сети дорог.

Это было базовой политикой (а ныне стало плохим наследием) бывших плановых экономик времен СССР, которые перераспределяли ресурсы, выжатые из инфраструктуры (включая дороги), с целью их направления на поддержку принудительной индустриализации. В наше время политика, основанная на такой устаревшей практике, является ошибочной. Она может привести к серьезным материальным или даже психическим потерям для всей страны.

Наиболее сложная задача состоит в том, чтобы определить, когда и как необходимые государственные и частные ресурсы можно мобилизовать и выделить на автодорожный сектор, чтобы сократить дефицит в содержании дорог и повысить функциональные возможности дорожной сети. Для решения этой проблемы «наилучшей практики» не существует, но, на первый взгляд, выделение на это определенной доли доходов, получаемых за счет сбора за пользование дорогами, может стать правильным шагом вперед.

Хорошие дороги — это не роскошь, а жизненная необходимость для Украины. С этим заявлением я выступлю сегодня на публичных дебатах Фонда «Эффективное управление» и буду оспаривать тезис о том, что качественные дороги — слишком дорогое удовольствие для Украины.

Все ответственные профессионалы и политики должны помнить, что нельзя бесконечно откладывать принятие верных решений. Необходимо срочно принять соответствующие меры для усиления контроля качества и управления работами по реабилитации и строительству дорог. Учиться на опыте других стран не стыдно. Стыдно не воспользоваться такой возможностью.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама