На днях Президент Украины Петр Порошенко бравурно отчитался о том, что в январе 2016 г. экспорт продовольствия вырос на 16% по сравнению с таким же периодом 2015 г. Правда, он забыл упомянуть, что уже к середине февраля украинские экспортеры практически исчерпали квоты на беспошлинный ввоз ряда продуктов питания и сельхозпродукции в ЕС. А январский рост (как и ожидаемый в феврале), скорее всего, связан как раз с желанием поставщиков быстрее получить валютную выручку в рамках преференциальных поставок в ЕС перед весенней посевной кампанией.
Безусловно, хотелось бы верить президенту, а также в скорое светлое будущее украинских экспортеров и экономики. Однако экспортные итоги прошлого года очень уж удручают.
Всего экспорт товаров за 2015 год в денежном эквиваленте составил $38,17 млрд, превысив импорт на $1,6 млрд.
Очевидно, что свести в 2015 году платежный баланс к небольшому «плюсу» удалось не только благодаря $5,2 млрд от МВФ, но и благодаря резкому сокращению импорта в Украину. Собственно, на фоне серьезного экономического кризиса в Украине, в условиях существенного сокращения объемов экспорта именно стабилизация торгового баланса (а благодаря кредитам МВФ — и платежного) позволяет удержать курс гривны от многократного падения. Хотя в 2015 году даже в этих условиях гривна серьезно девальвировала. Надежд на серьезный перелом ситуации пока нет, так как экспорт не только сокращается, деградирует его качество: экспорт становится практически сырьевым.
При этом украинским экспортерам (наряду с попыткой нащупать удачные сегменты на рынках Евросоюза) следует активизировать продвижение продукции на азиатские рынки. Быстро украинцев (как показывает история с квотами) в ЕС не пустят (да и кроме квот, там проблем много). Что доказывается и резким снижением поставок наших товаров в ЕС. А вот как раз в ряд стран Азии в 2015 г. происходил рост экспорта украинской продукции. На фоне продолжающегося разрыва торговых отношений с Россией нам надо срочно искать альтернативные рынки сбыта.
Отраслевая структура
Экспорт товаров из Украины в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 29,4%, или на $15,9 млрд — до $38,17 млрд. В количественном выражении экспорт товаров тоже снизился — на 8,1%, или на 14,1 млн т. Уменьшилась и усредненная стоимость экспорта одной условной тонны (не совсем корректный, но удобный для отражения динамики показатель) — на 23%. Последнее объясняется как падением цен на товары, являющиеся основой украинского экспорта, так и дальнейшей деградацией товарной структуры экспорта — то есть увеличением продажи сырья и уменьшением экспорта объема товаров с добавленной стоимостью.
Объемы экспорта в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом упали во всех без исключения отраслях. Но если экспорт продукции ТЭК снизился в 4 раза (уголь в 10, кокс в 5, нефтепродукты в 4, электричество в 3 раза), то экспорт продтоваров и сельхозпродукции сократился всего на 13%. Падение по остальным отраслям составило от 20% до 38%, в наибольшей степени отразившись на металлургии и машиностроении. По сравнению с 2013 годом снижение естественно выглядит еще более глубоким (за исключением продтоваров и сельхозпродукции). Например, экспорт продукции ТЭК обвалился почти в 6 раз, машиностроения — в 2,2 раза, металлургии — в 1,9 раза, химпрома — в 2 раза.
Соответственно ожидаемо изменилась структура экспорта по товарным группам. Еще в 2014 г. продажи продтоваров и сельхозпродукции вышли на первое место, заняв долю 30,2% в общей структуре экспорта. В 2015 году эта доля уже составила 38,2%. То есть все другие виды промышленности экспортировали товаров лишь в 1,5 раза больше, чем аграрии и пищепром. Причем в продовольственном сегменте преобладают продажи именно сельхозпродукции — доля 23% в общем объеме экспорта.
Очевидно, что потери в экспорте угля и кокса объясняются, прежде всего, войной на Востоке Украины. Тем не менее, отраслевые показатели экспорта в целом наглядно свидетельствуют о стремительной деиндустриализации экономики Украины и развале промышленности. С учетом того, что производство сельхозпродукции (в особенности, продукции растениеводства) априори не может иметь уровень рентабельности, сравнимый с промпроизводством, выводы очевидны — сложившаяся ситуация не сулит украинской экономике ничего хорошего.
Товарная структура
Состав сохранившегося промышленного экспорта, впрочем, тоже не внушает особого оптимизма. В ТОП-10 экспортированных товаров в 2015 году (а их доля в общем экспорте совокупно составляет 46,9%) находятся сплошь сырье и полуфабрикаты первичной переработки.
Как это ни печально, но наиболее «высокотехнологичной» продукцией в ТОП-10 украинского экспорта являются провода и кабели. Продукция, которую на самом деле можно отнести к группе высокотехнологичных товаров, занимает только 13-ю строчку экспортного рейтинга — это двигатели турбореактивные, турбовинтовые и другие газовые турбины. Их было экспортировано в 2015 г. на $671 млн (менее 1,8% в общем объеме экспорта). Еще год назад эти товары занимали в экспорте 11-ю позицию, а в 2013-м году были в середине ТОП-10.
По подавляющему большинству товарных позиций в 2015 году произошло сокращение экспорта. Снижение продаж более чем на $50 млн за год произошло сразу по 56 видам товаров. См. ниже топ-5 товаров, экспорт которых снизился больше всего.
Из более-менее значимых позиций (по которым объем экспорта составил свыше $50 млн) рост продаж произошел только при экспорте сои на 14% ($807 млн против $705 млн годом ранее) и по судам, предназначенным для перевозки людей, — здесь рост многократен ($70 млн против $4,4 млн). Но данный рост в судостроении нивелируется потерей экспорта военных кораблей — с $53 млн в 2014 г. до «нуля» в 2015 г.
Географическая структура
Украинский экспорт в 2015 году осуществлялся в 194 государства и юрисдикции (в 2014 году в 198). В большинство из них (135) он сократился, вырос в 63 страны.
В ЕС экспорт товаров из Украины за год сократился на 24%, или на $4,06 млрд (с $17,08 млрд до $13,02 млрд)! Больше всего поставки снизились в Польшу (-$669 млн) и Венгрию (-$602 млн). Среди стран Евросоюза экспорт вырос лишь в Данию (на $18,1 млн), Мальту (на $10,5 млн), Португалию (на $8,9 млн) и Словению (на $0,3 млн).
За пределами ЕС наибольшие потери украинский экспорт понес в торговле с Россией (-$4,99 млрд), Турцией (-$800 млн), Египтом (-$781 млн) и Белоруссией (-$753 млн).
В сколько-нибудь существенной степени выросли поставки товаров совсем не в Европу, а в основном в Азию: Таиланд (на $194 млн), Бангладеш (на $53 млн), Филиппины (на $50 млн), Ливан (на $29 млн), Малайзию (на $28 млн), Японию (на $26 млн), ну и (привет украинской таможне!) в «неизвестные юрисдикции» (на $99 млн).
Наибольший объем экспорта украинских товаров по итогам 2015 года все еще пришелся на поставки Россию. Даже несмотря на продолжение обрубания экономических связей между двумя странами он составил $4,83 млрд, существенно опередив следующих по величине торговых стран-партнеров. Вместе с тем следует отметить, что в 2015 г. он обвалился в 2 раза по сравнению с 2014 г. Доля поставок украинских товаров в Россию в общей структуре экспорта в 2015 г. составила всего 12,6% против 18,2% в 2014 г. Для стран Евросоюза этот показатель, наоборот, вырос — с 31,6% до 34,1%. Хотя, как уже сказано выше, обвал экспорта украинских товаров в ЕС был также очень высокий — минус $4,06 млрд в 2015 г. против 2014 г.
Этот год будет ещё хуже, спасибо американские товарищи за прекрасное руководство страны.