Украина улучшила позиции по двум из шести характеристик качества государственного управления и ухудшила по четырем. Об этом свидетельствуют данные Worldwide Governance Indicators 2013 (WGI), опубликованные Всемирным банком.
Если судить по всем шести показателям, за последний год состояние госуправления в нашей стране незначительно, но ухудшилось. Если по итогам 2011 г. лучшим показателем было 45‑е место на шкале от 0 до 100 (где приближение к нулю означает ухудшение), то теперь 42‑е.
WGI является интегрированным показателем — своего рода статистическим обобщением всего, что было сказано по поводу госсектора исследовательскими организациями Freedom House и Reporters Without Borders, государственными институтами, деловыми кругами, например Economist Intelligence Unit и Global Insight, а также непосредственно населением в ходе опросов для Gallup World Poll или Global Competitiveness Report.
На максимуме
Самый лучший для нее результат Украина демонстрирует в том, что касается вероятности дестабилизации или свержения правительства с помощью неконституционных или насильственных методов, включая политически мотивированное насилие и терроризм. По этому признаку она занимает 42‑е место в мире, на уровне Испании.
За год место Украины в рейтинге по этой характеристике практически не изменилось. Недалеко ушла наша страна и по критерию «Право голоса и подотчетность», который включает в себя влияние граждан на принятие государственных решений, а также свободу выражения, ассоциаций и прессы.
В этой категории она занимает 40‑ю ступеньку в мире, посередине между королевством Бутан и Кенией, расположившимися ниже, и Турцией, находящейся выше. Для сравнения: Беларусь занимает еще менее благополучное 6‑е место, а Россия — 20‑е. Но за последний год, по оценкам международной организации, способность украинцев влиять на правительственные решения несколько ухудшилась — Украина опустилась с 45‑го места на 40‑е.
Как предполагает старший экономист CASE Ukraine и старший консультант Kyiv School of Economics Владимир Дубровский, это связано с тем, что по итогам 2012 г. Украина разделила 132‑е место в рейтинге Freedom House с такими странами как Ливия, оказавшись на расстоянии одного места от «несвободных» государств и, таким образом, еле удержавшись в категории «частично свободных».
Без перемен
За прошлый год в Украине практически не изменилась ситуация и в отношении качества регуляторной политики и того, насколько она способствует развитию частного сектора.
Этот показатель, учитывающий все — от налоговой и таможенной политики до валютного режима и практики протекционизма государством, у Украины за год ухудшился — она переместилась с 30‑го места на 29‑е.
Большинство развитых стран, не считая тех, которые стали жертвами долгового кризиса в Европе, по этому показателю занимают ступеньку не ниже 80‑й. Мировой образец для подражания в вопросах качества бизнес-климата — Сингапур — возглавляет сотню.
Отметим, что в прошлом году Украина улучшила свои позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, поднявшись на 15 ступенек — до 137‑го места среди 185 государств. Тем не менее, по словам директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревянко, улучшений не произошло из‑за того, что многие хорошие законы не были имплементированы в полной мере.
«До конца не заработал Таможенный кодекс, принятый еще в 2011 г., в частности, электронное таможенное оформление и институт уполномоченных экономических операторов», — приводит пример Деревянко.
Перемены не коснулись и контроля над коррупцией в Украине, по которому наша страна занимает самое низкое для нее место — 16‑е. Несмотря на то, что в прошлом году Украина поднялась по результатам индекса восприятия коррупции Transparency International со 152‑го на 144‑е место среди 176 стран, она осталась, согласно WGI, одной из наиболее коррумпированных в мире.
В то же время самое существенное улучшение в рамках WGI продемонстрировал отечественный индикатор эффективности работы правительства, учитывающий качество государственных услуг, уровень независимости госслужбы от политического давления, качество формулирования и реализации госполитики и вероятность выполнения правительством взятых на себя обязательств. По этому показателю Украина продвинулась вверх сразу на 10 позиций, до 32‑й ступеньки. Впрочем, у украинских экспертов этот прогресс вызывает сомнение.
«С формальной точки зрения в Украине принимается быстро и много нормативно-правовых актов, — говорит Дубровский. — Но у нас усиливаются и без того большие проблемы с соблюдением законов».