Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан и Казахстан будут участвовать в транспортировке грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) — одному из коридоров китайского «Шелкового пути», проекту по доставке грузов из КНР в Европу. Главным маршрутом «Шелкового пути» является северный — через Казахстан, Россию, Беларусь и дальше в Европу. ТМТМ — южный маршрут под названием «Шелковый ветер», из Казахстана через Азербайджан и Грузию и оттуда в двух направлениях — в Турцию или Украину, через которую — дальше в Беларусь и литовский порт Клайпеда на Балтике.
Эксперты считают, что у постсоветских стран, которые Москва хотела бы удерживать в сфере своего влияния, есть причины для углубления сотрудничества с Китаем в проектах, исключающих присутствие России. Украина вынуждена развивать транзит в обход РФ после того, как с 1 января Россия ввела ограничения на транзит по своей территории в связи с подписанием соглашения об ассоциации между Киевом и ЕС. Присоединение к обходному коридору ТМТМ союзников России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) — Белоруссии и Казахстана, по мнению аналитиков, объясняется тем, что участники альтернативного маршрута ожидают инвестиции в совместные проекты из Китая, чего по разным причинам не может дать Россия.
Обходной маршрут
О начале глобального экономического проекта «Шелковый путь» Китай заявил еще в 2013 году. Его целью является углубление сотрудничества между странами, через которые пролегают транспортные коридоры в Европу из Азии. Через год, накануне ноябрьского саммита глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин объявил о создании специального Фонда развития объемом в 40 миллиардов долларов. Летом 2015 для проверки действующей инфраструктуры Транскаспийского маршрута Пекин отправил в экспериментальный рейс контейнерный поезд через Казахстан и Азербайджан.
В прошлом ноябре к ТМТМ присоединилась Турция. Вместе с транспортно-логистическими операторами Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле объявили о решении создать консорциум для транспортировки грузов из Китая в ЕС альтернативным путем. Уже в декабре Тбилиси встретил поезд, который доставил через Азербайджан и Каспийское море первый груз по коридору ТМТМ.
В января 2016 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Украина подписали протокол о льготных тарифах для грузоперевозчиков, а затем Транскаспийский маршрут протестовал Киев. В начале февраля в порт Ильичевск под Одессой из пробного рейса к китайской границе вернулся железнодорожный состав. По информации министерства инфраструктуры Украины, уже к концу марта контейнерный поезд в Китай начнет работу в бизнес-режиме в рамках альтернативного коридора «Шелковый ветер».
Собственный «Шелковый путь» Украины
Россия критически оценивает перспективы ТМТМ для Украины. В специальном обзоре московского Института энергетики и финансов (ИЭФ) указано, что «реальная стоимость перевозок по украинскому „Шелковому пути“ будет втрое дороже», чем ожидаемая. Нереальным считают эксперты ИЭФ и сокращение сроков доставки грузов по ТМТМ до 10-12 дней, о чем заявила Украина, из-за задержек на поромных переправах Одесса-Поти и Баку-Актау.
Однако аналитик киевского Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач говорит, что в этой ситуации любой транспортный проект в обход России будет перспективным для Украины, поскольку снимает риски запретов российской власти для украинских экспортеров и импортеров. Эксперт напомнил, что Киев еще до конфликта с Москвой рассматривал как один из приоритетных маршрутов «Шелкового пути» обходной вариант через Закавказье.
«Украина с черноморскими портами может стать одним из ключевых звеньев китайского проекта», — говорит Горбач. По его словам, запрет России на украинский транзит стал импульсом для развития контейнерных перевозок через Черное море и Закавказье.
«Увеличение потока товаров по Транскаспийскому маршруту удешевит себестоимость перевозок», — считает аналитик. К ТМТМ может присоединиться также контейнерный поезд «Викинг», который курсирует с 2003 года и объединяет порты Одессы и Ильичевска через Минск с литовским портом Клайпеда, который не замерзает. Пресс-служба украинского правительства в начале февраля сообщала, что с Литвой был подписан меморандум об объединении проекта «Шелковый ветер» из Украины в Китай проекту «Викинг».
Документальную базу для развития маршрута ТМТМ готовит и Китай. Государственная корпорация China Merchants Group подписала с Клайпедским портом меморандумы о создании транспортно-логистического центра «Шелкового пути» и намерена построить в Минске в рамках индустриального проекта «Большой камень» логистический центр. По мнению Владимира Горбача, главным минусом этих начинаний может стать давление Москвы на страны Закавказья или Казахстан как на экономического и военного союзника России. «Но думаю, что ожидания стран-участниц обходного маршрута на капиталовложения со стороны Китая перевесят значение российского давления», — предполагает украинский эксперт.
Китайский интерес для Казахстана
«Для союзника России по ЕАЭС Казахстана участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте в обход российской территории может стать шансом на выход из тяжелого кризиса», — полагает казахский экономист Петр Своик.
«Маршрут „Шелкового пути“ через Россию неживой и под него ничего не делается; нет инвестиций и совместных проектов с РФ», — подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в участии Астаны в китайском проекте ТМТМ не стоит искать политический подтекст.
«Я сторонник евразийской интеграции, но в реальности ЕАЭС стал набором нестыковок и неувязок и занят вопросами взаимной торговли вместо реализации инвестиционных проектов», — говорит Своик.
По его словам, «братья-россияне обеспокоены Украины, войной в Сирии, но никаких серьезных экономических планов с Казахстаном у них нет».
Инвестиции в Казахстан идут только из Китая, подчеркнул экономист. Причем реализация китайско-казахстанских транспортных объектов началась еще до проекта «Шелковый путь». Так, уже построили новую стратегическую магистраль от китайского восточной границы к западу Казахстана, увеличили пропускную способность железнодорожного перегрузочного пункта в Хоргосе, развивают порт Курык на Каспийском море.
В этой ситуации, убежден экономист, Казахстан «действует логично в предложенных ему обстоятельствах — крепко держится за все китайские предложения и вынужден вписываться в многовекторный интерес Китая», как и другие участники ТМТМ, рассчитывая на будущие инвестиции в совместные проекты.