В первый месяц осени, вопреки привычной для этого сезона тенденции, количество посетителей в киевских ресторанах сократилось на 20 % относительно аналогичного периода прошлого года, рассказала «Капиталу» владелица сети «Вареничная «Катюша» Мария Адонина. «Это самое большое падение с момента начала кризиса», — подчеркнула она.
Такую же цифру снижения продаж назвал и владелец сети Solo Pizza Саед Шараф Насер. Традиционно в сентябре посещаемость заведений растет по сравнению с летними месяцами, но в нынешнем году этого не произошло, отметил он. При этом в сентябре средний чек, по его данным, не изменился: например, в фастфудах каждый посетитель тратит за одно посещение 40‑50 грн, а в заведениях средней ценовой категории — 100‑120 грн. Падение посещаемости и отсутствие роста среднего чека привели к тому, что продажи ресторанов упали на те же 20 %.
Виновата погода
Как уже писал «Капитал» со ссылкой на компанию «Ресторанный консалтинг», в первом полугодии 2013 г. рынок вырос на 10 % год к году — до $ 2 млрд. В основном это произошло за счет открытия новых заведений, считает генеральный директор «Ресторанного консалтинга» Ольга Насонова. По ее словам, в большинстве давно работающих заведений количество посетителей не росло, но и не снижалось. «Чтобы увеличить посещаемость ресторанов, необходимо проводить агрессивную маркетинговую политику», — объяснила эксперт.
Холодная и дождливая погода в сентябре — главная причина снижения посещаемости, уверен совладелец сети Aroma Espresso Bar Яков Лившиц, ведь «люди не хотели выходить из дому». С ним согласен и экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, который тоже полагает, что экономических причин для снижения посещаемости ресторанов нет. «В сентябре прошлого года была теплая погода и многие посетители пользовались летними площадками, а сейчас сидеть на улице холодно», — подтвердил он.
Рестораторы проводят акции
В октябре ситуация улучшится и продажи выйдут на уровень минувшего года, считает Александр Жолудь. «Погодный фактор будет нивелирован», — прокомментировал он. Но превысить показатели октября 2012 г. не получится, так как «доходы граждан не растут», отметил Яков Лившиц.
Чтобы удержать посетителей, рестораторы не повышали цены в меню в этом году, а на некоторые позиции даже снизили, и это несмотря на подорожание многих продуктов. По информации Марии Адониной, стоимость бизнес-ланча в некоторых ресторанах снизилась на 10‑20 % — до 40‑60 грн. Многие операторы рынка для увеличения посещаемости стали проводить различные акции: ввели скидки на некоторые блюда до 50 % от их первоначальной стоимости, предоставляют второй напиток или блюдо бесплатно и т. д. «Традиционно проводим акции летом, но в этом году продлили и на сентябрь», — говорит Саед Шараф Насер. Как только посещаемость ресторанов начнет восстанавливаться, игроки откажутся от применения подобных маркетинговых инструментов.