В Украине анонсирована смена социальных стандартов: в марте глава правительства Арсений Яценюк сообщил о готовности повысить социальные стандарты в 2016 году на 12%, при этом первый этап повышения на 6% готовится уже в мае 2016 года. При официальном темпе инфляции за 2015 год в 43,3% такое повышение выглядит, мягко говоря, небольшим, однако и его большая часть населения может на себе не почувствовать.
Сага о двух килограмма сала в год
В Украине вопросы минимальной потребительской корзины, из которой рассчитывают минимальный прожиточный минимум, и минимальной ежемесячной зарплаты между собой тесно связаны. С 01.07.2009 минимальный прожиточный минимум в Украине официально равен минимальной заработной плате, во всяком случае, так подает правительство. Расчет прожиточного минимума в Украине осуществляется в соответствии с подходами, которые утверждены Постановлением Кабмина № 656 «Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения» от 14.04.2000 г.
17 сентября 2015 года Окружной административный суд г. Киева обязал Кабмин произвести пересмотр продовольственного и непродовольственного набора, который заложен в расчет прожиточного минимума с 2000 года. Ряд министерств разработали соответствующие изменения и передали их на рассмотрение в Кабмин. Процедура изменений регламентирована Постановлением Кабмина № 1767 от 24.09.1999 г. и предполагает создание экспертной комиссии, которая определит ту минимальную корзину потребления, которая ложится в основание прожиточного минимума.
Выполняя Решение суда, Кабмин дал задание министерствам пересмотреть набор продуктов, входящих в корзину, последние осуществили эту процедуру и передали данные в Кабмин. За процессом внимательно следят профсоюзы, которые, наверное, и устроили утечку информации из Кабмина. А посмотреть есть на что. Новые стандарты предполагают, что украинцы будут обходится 2 кг сала, 8 кг свинины и 9 кг колбасы в год. Это очень мало, но справедливости ради отмечу, что такие стандарты были заложены еще в 2000 году. Однако пресса подала это как уменьшение.
Но все же Кабмину предлагают «жульничать», в частности предлагают заменить 2 кг масла в год на 2 кг маргарина. Также Кабмину предлагают оставить минимально зарабатывающему украинцу 6 трусов, 2 майки, 1 плавки, 10 носков, а женщинам полагается 2 бюстгальтера в год. Не знаю, что скажут дамы по поводу двух бюстгальтеров в год, но я с 2 кг сала категорически не согласен что в 2000, что в 2016 году. А если говорить серьезно, то очень похоже на то, что Кабмин вовсю загорелся идеей притянуть за уши 12% индексацию социальных минимумов к старым стандартам. При старом Постановлении (№ 656) это сделать будет невозможно, поэтому социальные стандарты начали просто «урезать».
Разные стороны минимумов
С одной стороны, среднестатистический украинец имеет все мотивы, чтобы воскликнуть: «ах, Кабмин нас хочет надуть, урезав норму сала или заменив масло маргарином». По-своему он будет прав. Но я напомню откуда и из какой ситуации мы выходили. В 2000 году минимальная з/п в Украине была 90 грн, или 16,57 долл. США, правительство официально признавало, что мин. з/п не соответствует размеру прожиточного минимума. Причем разница между прожиточным минимумом и мин з/п составляла 180 грн, т.е. эта разница в 2 раза превышала минимальный уровень заработной платы. Сейчас рисуется та же картина, но вместо того чтобы официально признать, что бюджет не тянет реальный минимальный прожиточный минимум, мы видим попытки урезать потребление.
С другой стороны, проведенный с 2000 года анализ показывает, что за 15 лет Украина прошла большой путь в системе социальных минимумов:
1. Минимальная зарплата выросла с 16,57 долл. США в апреле 2000 года до 152,44 долл. США в январе 2014 года. Далее мы видим падение до 57,42 долл. США в январе 2016. В принципе, это соответствует уровню где-то апреля 2005 года, что, учитывая войну и утрату части территории, — не так уж и плохо. Однако проблема не в долларовом эквиваленте, а в том, что на начало 2016 года в Украине даже самому экономному украинцу было очень тяжело прожить на 57 долларов 42 цента, или 1378 грн.
2. Долларовый эквивалент я привел неслучайно. Как нам ни советуют правительственные эксперты не озираться на курс доллара к гривне, однако такой шикарной возможности у украинцев нет. Девальвация — это главный провокатор инфляции сегодня. Не производит Украина все, что необходимо среднестатистическому украинцу для потребления. Наш рынок не столь широк, как рынок Индии или Китая, чтобы мы устанавливали свои законы для транснациональных корпораций, и не столь богат валютой как Саудовская Аравия, чтобы позволить нелимитированный импорт. Зато у нас есть большой риск того, что украинские производители, вместо того чтобы продавать свой товар на внутреннем рынке, вывезут его на экспорт, оставив «голодать» отечественного потребителя.
3. Если бы Кабмин с апреля 2000 года четко придерживался индексации минимальной зарплаты на индекс инфляции, то к январю 2016 года минимальная зарплата составляла бы не 1378 грн, а всего 633 грн. Однако если мы проиндексируем минимальный прожиточный минимум 2000 года, то в ценах 2016 года он будет составлять примерно 1725 грн. Как справедливо сопоставлять соцстандарты: в пересчете на инфляцию или на доллары США? Ответ на этот вопрос не является однозначным. Думаю, что сопоставление минимальных социальных стандартов должно все же корректироваться на инфляцию. «Минимальный потребитель» гораздо ближе к местным производителям и зависит от динамики их цен. Чем больший доход у населения, тем больше на его инфляционные ощущения влияет девальвация, поскольку цены на бытовую технику, автомобили, импортные продуты питания зависимы от темпов девальвации.
Советы Кабмину
Пересаживать граждан на маргарин и не учитывать явную диспропорцию, когда при инфляции в 43,3% минимумы повышаются только на 12%, — это значит заниматься откровенным публичным враньем. Более того, минимальные стандарты потребления можно всегда сравнить со стандартами питания в пенитенциарной системе: до 2000 года по калорийности нормы потребления в тюрьмах были выше, чем те минимальные нормы, по которым рассчитывался минимальный уровень потребления. Так что менять «минимальную корзину» таким образом, как это предлагают сейчас министерства, нет смысла. Во-первых, такая корзина публична, и ее должны обсуждать не отдельные экспертные группы, а все экспертное сообщество в широком формате. Во-вторых, публичная замена продуктов питания одних на другие — это фактически признание уменьшения социальных стандартов. У Кабмина сейчас два пути:
1. Вернуться в 2009 год и признать, что наш уровень минимальной зарплаты не соответствует прожиточному минимуму, который сегодня равен примерно 1700-1800 грн, и поэтому временно, на период особенной ситуации, в которой мы уже жили с 2000 по 2009 гг., вернуться к модели, при которой минимальная зарплата отстает от прожиточного минимума.
2. Повысить минимальную зарплату с учетом старой корзины и темпов инфляции. Этот вариант несет в себе значительные риски. Прежде всего, Кабмин должен отыскать средства на повышение минимального уровня зарплаты, и суммой в 1700-1800 грн он в 2016 году не ограничится. Парадокс в том, что существенное повышение минимальной зарплаты, не обеспеченное экономическим ростом, вызовет заметную инфляцию, и к концу 2016 года необходимые 1700 грн могут превратиться уже в 2000 грн.
В нынешней ситуации я бы все же остановился на первом варианте. Это честная позиция, и хотя она не добавит популярности Кабмину, но она будет направлена на перспективное повышение стандартов в будущем, когда экономика начнет расти более быстрыми темпами. К сожалению, этот вариант будет означать, что украинцы, ориентированные на минимальные соцстандарты и бюджетную сферу, будут оставаться бедными. Бедность 30-40% потребителей — это всегда плохо для экономики, так что Кабмину на второе полугодие стоит поискать резервы для увеличения выплат бюджетникам и пенсионерам, по сравнению с запланированными в начале 2016 года.