Кабинет министров предлагает народным депутатам внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности», которые обязывают финансовые учреждения предоставлять информацию о своих клиентах по письменному обращению органов доходов и сборов. Такое предложение содержится в законопроекте, который правительство зарегистрировало в Верховной Раде и с помощью которого намерено воплотить в украинском законодательстве рекомендации Европейской комиссии в сфере антикоррупционной политики государства.
Банковскую тайну раскроют
В частности, правительство в борьбе со взятками чиновников хочет знать, имеют ли граждане в банках счета и соответствуют ли заявленные на них суммы цифрам, указанным в декларациях. Это нововведение — часть рекомендаций по усовершенствованию положений антикоррупционного законодательства, предоставленных в рамках переговоров с ЕС по либерализации визового режима для Украины. Председатель парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак (УДАР) считает, что предложение Кабмина о раскрытии банковской тайны соответствует мировым тенденциям. «С технологической точки зрения в предоставлении уполномоченным органам информации о банковских счетах не вижу никаких проблем, так как такие сведения предоставляются при проверке деклараций», — сказал он «Капиталу».
Председатель совета Ассоциации украинских банков Станислав Аржевитин сомневается, что финучреждения будут предоставлять требуемую информацию.
«Если в декларации гражданин записал, что у него есть депозит, то следует обращаться именно к нему с просьбой предоставить подтверждение наличия вкладов на определенную сумму, так как на руках у клиентов остаются договоры. Зачем при проверке деклараций обращаться к банку, я не понимаю», — указывает эксперт.
Анонимки сделают обязательными
Проект предлагает ввести административную ответственность за предоставление лицами, уполномоченными на выполнение госфункций, в частности президентом, членами Кабинета министров, парламентариями, заведомо неправдивых данных в их декларациях в виде штрафа от 170 до 425 грн. Согласно документу, более существенным станет штраф за коррупционные преступления юрлиц — его сумма возрастет вдвое — до 0,17‑2,5 млн грн. Однако целесообразность такого шага, по словам Виктора Чумака, вызывает сомнение, ведь в мае Рада уже пересматривала размер штрафных санкций.
Законопроект рекомендует ввести уголовную ответственность не только за предложение должностному лицу фирмы или организации взятки, но и за обещание таковой. За это наряду со штрафом предусмотрена санкция в виде ограничения или лишения свободы до двух лет. Проект также предлагает в обязательном порядке рассматривать все анонимные сообщения о коррупционных действиях.
Как рассказал «Капиталу» президент украинского отделения международной негосударственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International Алексей Хмара, позитивный эффект от законопроекта может быть нивелирован тремя негативами, которые заложены в его положениях. Широкая градация возможных наказаний для юридических лиц (штрафы, исправительные работы, заключение) может быть использована судьями в корыстных целях, предупреждает эксперт. Он также указал, что принцип оценки деклараций чиновников меняется третий раз за год, но остается неизменным наказание за неправдивую информацию, в то же время проверка анонимок может стать инструментом для давления на бизнес.
«Декларации будут проверять по факту цифр, а не уровня жизни чиновника. Искаженная информация оценена штрафом в 425 грн. Это смешные деньги за такое нарушение», — подчеркнул Алексей Хмара.
Заместитель председателя комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Николай Джига (Партия регионов) сообщил «Капиталу», что голосов для принятия законопроекта в Раде достаточно. «Все, что направлено на усиление борьбы с коррупцией, будет приниматься парламентом единогласно. Начнутся дискуссии и разговоры, но в конечном итоге его примут», — уверен он.
Напомним, законопроект об усилении борьбы с коррупцией был разработан Министерством юстиции на основании рекомендаций Европейской комиссии и Группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO).