В конце марта Министерство финансов представило Кабмину основные принципы формирования бюджетной политики на 2017 год.
Процесс сопровождался публикацией прогнозов относительно основных экономических индикаторов. По мнению Министерства, в 2017 году рост ВВП Украины составит 3% при инфляции 8% и курсе доллара к гривне 27,2 грн за доллар. Базовый сценарий, изложенный ведомством, довольно близок риторике НБУ, но это не является гарантией того, что события будут развиваться именно так, как хотят в Минфине.
Острая зависимость от сырьевых рынков
Есть два факта, аксиоматичных для украинской экономики:
1. Экономика Украины очень мала в глобальном масштабе и не оказывает почти никакого влияния на общемировую. ВВП Украины по покупательной способности составлял примерно 1,7% от ВВП ЕС, в то время как соотношение номинального ВВП нашей страны с ВВП ЕС едва ли достигало 0,5%. Такие микромасштабы свидетельствуют, что Украина практически не может воздействовать не то что на глобальную экономику, но даже и на экономику ЕС.
2. Доля экспорта в ВВП Украины существенно выросла, и, судя по обстоятельствам, в 2016-2017 годах украинская экономика будет очень зависима от внешних рынков. Вместе с тем внутренний рынок остается очень слабым, и нет никаких факторов, которые двигали бы его вверх. По итогам 2015 года экспорт составлял около 42% ВВП Украины. Если на сырьевых рынках продолжатся тренды февраля-марта 2016 года и стартует второй этап роста цен на железорудное сырье, сталь и зерновые, это не сможет не придать украинской экономике позитивной динамики. Справедливо и обратное утверждение: если цены пойдут вниз, то в 2017 году мы, скорее всего, не увидим никакого прироста ВВП в Украине.
Оба этих факта привязывают украинский ВВП к ценам на зерновые, ЖРС и черные металлы. Какими будут эти цены в июле 2017 года — сказать очень и очень сложно.
Факторы зависимости сырьевых рынков
Динамика цен на рынке сырья зависит от множества факторов широкого спектра: от военной обстановки до движения ключевых ставок ФРС, ЕЦБ и Банка Англии. К ним прибавляется традиционный набор специфических рисков для каждого рынка: АПК зависит от погодных условий и урожайности в регионе, металлургия — от действий китайских властей и т. д. По моим наблюдениям, сейчас сырьевые рынки наиболее чувствительны к действиям центральных банков эмитентов резервных валют. Парадокс, но чем ниже уровень ставок ФРС, ЕЦБ и Банка Англии, тем больше стимулов у инвесторов вывозить капитал на развивающиеся рынки и вкладывать его в добычу и переработку сырья.
Как будут вести себя в 2016 и 2017 годах ФРС и ЕЦБ, предположительно, не знают даже они сами. Напомню, что в США осенью состоятся президентские выборы, а значит, в политике ФРС есть неопределенность. На протяжении всего второго полугодия 2015 года нам твердили, что эра дешевых денег закончилась и сырье теперь не может быть дорогим, но ситуация оказалась прямо противоположной. Вначале Банк Японии ввел отрицательную ставку, затем ЕЦБ перешел к нулевой ставке, а потом и ФРС отказалась от идеи повышать ставку. Итоги первого квартала 2016 года по глобальному кредитному рынку просто убивают:
- объемы глобального рынка синдицированных кредитов просели на 8%;
- рынок высокодоходных корпоративных облигаций сократился на 65,2%;
- рынок долговых обязательств продуктов секьюритизации упал на 11-47%.
Эта статистика наглядно демонстрирует, что в экономиках США, ЕС и Японии не все так хорошо. Однако если ЕС и Япония за это утверждение уже «проголосовали» своими ставками, то ФРС на фоне надвигающихся выборов еще сопротивляется.
Нулевая вера
Я думаю, к лету Украина получит позитивный импульс с сырьевых рынков, который может распространиться и на весь 2017 год. Это поможет сформировать более оптимистичный сценарий, чем сегодня пишет Минфин, делающий прогнозы в условиях неопределенности. Но он должен рисовать обществу некую «картину мира», поскольку уже сейчас ведомству нужно прикидывать бюджет. В подобных случаях обычно вступает в силу оговорка «при прочих равных условиях», то есть прогноз пишется исходя из неизменности внешних факторов, влияющих на макропоказатели. При этом мы видим чисто чиновничий подход: даже если авторы админпрогноза уже видят, что обстоятельства меняются, они все равно публикуют то, что посчитано с учетом старой статистики. Это одна из основных причин, приводящих к тому, что в Украине редко сбываются экономические прогнозы властей или МВФ.
В таких условиях я бы советовал бизнесу относится с пониманием к административным прогнозам, но ни в коем случае не использовать их для принятия бизнес-решений.
Комментарий удален
Честно несколько раз прочитал все букффы в этой статье.
Не понял о чем статья ? Как мировая экономика повлияет на Украину ?
Вроде как смысл такой: Никто ничего не знает, что там будет х знает, но что то будет, это точно!
Сказал бы просто ( как Байден ;) ) "Вы , м.удаки из министерства, не знаете даже, что будет в экономике летом 2016 г. И даже , м.удаки из госдепа ничего не знают. И м.удаки из МФВ, тоже ничего не знают. Какого х, вы, м.удаки из министерства, пытаетесь писать сказки про 2017 г."
p.s. К тому же совершенно не раскрыта тема Путина!
p.p.s. Извините за латинские термины в тексте.