Телекоммуникационная компания «Интертелеком» предложила абонентам новую услугу — звонки с мобильного телефона на Skype. Чтобы совершить звонок, абонент «Интертелекома» должен отправить SMS с ником пользователя в Skype на специальный номер. В ответ придет номер, по которому можно будет постоянно набирать этого абонента. Вне зависимости от того, где находится пользователь Skype, стоимость разговора с ним составит 0,25 грн / мин. Это в несколько раз меньше, чем стандартная стоимость международных звонков «Интертелеком», которая варьируется в пределах 0,99‑30 грн за минуту.
Представитель «Интертелекома» не смог объяснить, с какой целью запускается новая услуга. Монетизация Skype призвана решить проблему перетока голосового трафика в интернет, говорят эксперты. «Интертелеком» эксплуатирует 3G-сеть в нишевом стандарте CDMA, где интернет-безлимит обходится в 100 грн в месяц. И абоненты пользуются за эти деньги полным набором услуг, в том числе и на базе приложений IP-телефонии. Представитель одного из операторов предполагает, что новая услуга «Интертелекома» связана со стремлением компании уйти от затрат на международное завершение звонков в других странах.
По данным Госстата, доходы операторов от услуг междугородной и международной связи снижаются от года к году: в январе-августе 2011 г. они снизились на 10 %, за тот же период 2012 г. — на 20 %, а в текущем году — уже на 30 %.
Та же статистика показывает, что расходы украинцев на IP-телефонию увеличиваются: в январе-августе текущего года они потратили на услуги IP-телефонии 102,1 млн грн, что на 10 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. От частных пользователей поступила незначительная часть этих денег — только 0,1 млн грн, но и она стремительно растет. К примеру, за последний год рост составил 98 %.
Интернетизация общения — один из мировых трендов, напоминает директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар» Михаил Шуранов. Мобильный интернет становится заменителем традиционных голосовых услуг через VOIP решения, а также перебирает на себя функцию обмена сообщениями в социальных сетях и использование интернет-мессенджеров. Но зарабатывать непосредственно на интернет-сервисах «Киевстар» не пытается. Руководство оператора видит источник дохода в предоставлении услуги доступа в интернет — мобильного и проводного. «По нашим предположениям, объемы и частота пользования интернетом будут расти, что приведет к увеличению контактов клиента и росту потребления услуг», — объясняет Шуранов.
«МТС Украина» также пока не планирует монетизировать Skype и даже не видит в нем конкурента. «Мы не будем конкурировать со Skype по цене, потому что терминация трафика всегда дороже, чем его трансляция», — говорит начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан. Она уверена, что мобильные и фиксированные операторы по‑прежнему обеспечивают более качественную связь, чем сервисы IP-телефонии.
Гендиректор компании «Теле-системы Украины» (PEOPLEnet) Михаил Пайкин говорит, что его компания оказывает также услуги IP-телефонии. Её пользователи — корпоративные клиенты. «Нельзя сказать, что она очень популярна. Говорят, но понемногу», — рассказывает он. Выводить эту услугу на массовый рынок PEOPLEnet не видит смысла.