Министерство экономического развития и торговли предлагает возобновить обязательную практику назначения руководителей государственных компаний путем отбора кандидатов на конкурсной основе. Это предусмотрено проектом правительственного постановления, разработанного МЭРТ (есть в распоряжении «Капитала»).
Министерство предлагает распространить это правило не на все госпредприятия, а лишь на те, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны.
Таких в Украине почти 300. Из них 235 полностью подконтрольны государству, еще 42 — с долей государства в уставном капитале свыше 50 %.
В частности, в списке значатся такие предприятия, как международный аэропорт «Борисполь», порт Южный, «Киевметрострой» и ряд других.
Контроль за начальством
Возможность проведения конкурса на замещение вакансии руководителя госкомпании уже предусмотрена действующим законодательством.
Инициировать конкурс может как Фонд госимущества или профильное министерство, так и госорган, управляющий корпоративными правами государства. Но зачастую эту возможность госорганы игнорируют, назначая руководителей подчиненных им предприятий без проведения этой процедуры.
Эффективность таких топ-менеджеров невелика, признает МЭРТ. В своем ежегодном отчете, подготовленном в июне, министерство пришло к выводу, что более чем половиной подконтрольных ему предприятий управляют неудовлетворительно. Согласно результатам того же отчета, в целом по стране всего 204 гендиректора были назначены по результатам конкурсов. Это всего лишь 5,6 % от общего количества предприятий с госдолей, которых насчитывается 3622.
Назначение топ-менеджеров без конкурса является одной из причин плохой работы госпредприятий: в сопроводительных документах к проекту постановления сказано, что введение обязательного конкурса позволит усилить контроль над директорами и повысит эффективность их управления предприятиями.
Чтобы повысить эффективность управленцев в госсекторе, в министерстве также предложили разрывать контракты с теми директорами, по чьей вине на предприятиях образовались задолженности по зарплатам.
К тому же было рекомендовано усилить контроль за выполнением условий контрактов теми руководителями, которые в прошлом году их не выполняли. В подготовленном постановлении МЭРТ предусматривает своего рода поощрение для менеджеров с хорошей репутацией. Предполагается, что новые правила не будут распространяться на руководителей, которые обеспечили выполнение своих предыдущих контрактов.
Утверждение гендиректоров без конкурса также предусмотрено для тех предприятий, чье руководство, согласно закону, напрямую согласовывает Кабинет министров.
Председатель правления Украинского института корпоративного управления Александр Мертенс считает, что предложенная МЭРТ идея неплоха, но едва ли позволит достичь поставленной цели — повысить эффективность управления компаниями госсектора.
«Если говорить об эффективности управления, нужно говорить в комплексе: о правилах создания и работы наблюдательных советов, о том, как они должны формировать менеджмент и какие ставить цели, чтобы не было конфликтов», — подчеркнул эксперт. При этом он уточнил, что изобретать велосипед для этого не нужно — достаточно применять принципы по корпоративному управлению на государственных предприятиях, разработанные ОЭСР.
Время — деньги
В самом правительстве инициативу Минэкономразвития поддержали не все ведомства. Проект согласовали Минфин, Минпромполитики, Минобороны и Фонд госимущества.
По сути, единственным, кто наотрез отказался согласовать документ, оказалось Министерство инфраструктуры, в сферу управления которого входят 273 предприятия, многие из которых являются стратегическими для страны.
Использование конкурсной процедуры отбора гендиректоров приводит к тому, что предприятие на некоторое время остается без руководства, обосновывает свою позицию министерство. Это, в свою очередь, негативно сказывается на оперативном управлении таким предприятием, говорится в подготовленном ведомством отзыве на законопроект.
Действительно, согласно порядку, регламентирующему проведение конкурса, от отбора кандидатов до утверждения победителя конкурсной комиссией проходит 45 дней. Кроме того, не позже чем за 30 дней до начала конкурса профильное министерство или госорган, управляющий предприятием, обязаны сообщить о замещении вакансии. Но даже по истечении 45 дней предприятие все еще может оставаться без директора.
Конкурсным порядком предусмотрено, что решение комиссии еще должен утвердить председатель местной госадминистрации, где расположено производство. Если же чиновник откажется согласовать одобренную комиссией кандидатуру, ее будет утверждать Кабмин.
Как рассказал «Капиталу» чиновник из аппарата МЭРТ, еще в августе, когда проект обсуждался рабочей группой, представители Мининфраструктуры предложили не распространять правила на предприятия, где работает меньше 5 тыс. человек. Но эту инициативу отвергли, так как всего на 13 стратегических госпредприятиях насчитывается свыше 5 тыс. человек штатных сотрудников.
«При этом шесть из них — железнодорожные предприятия, которые входят в структуру «Укрзалізниці». Потому введение такого критерия сузит круг предприятий, на которых будет проводиться конкурсный отбор, до семи», — аргументировали свое решение в МЭРТ.