Аэропорт «Киев» к 2018 г. увеличит пропускную способность в пять-шесть раз — до 10 млн пассажиров в год, рассказал глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский. Для сравнения: мощность крупнейшего в Украине аэропорта — «Борисполь» — сейчас составляет около 9 млн человек в год.
Для реализации своих планов «Киев» намеревается предпринять несколько шагов, отметил представитель предприятия.
В аэропорту 4 октября уже открылся новый терминал D для обслуживания внутренних рейсов площадью 3 тыс. кв. м и пропускной способностью 400 тыс. человек в год. В его строительство, по словам Дениса Костржевского, вложили 30 млн грн.
Еще 80 млн грн аэропорт вкладывает в сооружение терминала для обслуживания бизнес-авиации, который будет открыт через два месяца. $ 12 млн будет израсходовано на возведение ангарного комплекса для самолетов. Помимо этого, планируется построить бизнес-центр и отель.
Наикрупнейшая инвестиция — $ 50 млн — по информации собеседника, будет вложена в 2017‑2018 гг. в расширение международного терминала. А ранее, в 2016‑2017 гг., запланировано удлинение взлетно-посадочной полосы на 200‑250 м — до 2310 м, — чтобы обеспечить возможность принимать Airbus A321, Boeing 737‑800 и Boeing 737‑900.
«Для реализации этих планов мы будем частично привлекать заемные средства», — сказал Денис Костржевский, отметив, что сейчас аэропорт кредитуется в Сбербанке России под 12 % годовых в валюте. По его мнению, такая процентная ставка слишком высокая, поэтому сейчас аэропорт ведет переговоры о привлечении дешевого иностранного финансирования, в частности, у Европейского банка реконструкции и развития и Raiffeisen. «Но пока результата нет», — заключает он.
Две проблемы
Реализации амбиций, помимо дорого финансирования, «Киеву» мешают еще две проблемы, говорит Денис Костржевский.
Во-первых, аэропорт нуждается в новой подъездной дороге длиной 5‑8 км от Краснозвездного проспекта. В ее строительство по расценкам 2011 г. нужно вложить 220‑240 млн грн. В преддверии Евро-2012 в этот объект уже вложили 20 млн грн, но после проведения спортивного мероприятия работы были заморожены.
«Транспортный коллапс, который сейчас здесь [на подъезде к аэропорту] отмечается, непреодолим без этой дороги», — уверен собеседник «Капитала».
Вторая проблема аэропорта «Киев» — сети инженерно-технического обеспечения. «Это очень важно для нас, особенно электричество», — добавил председатель совета директоров аэропорта. Он уточнил, что существующие системы энергоснабжения не предусматривали нынешнюю нагрузку на сети.
Из городского бюджета уже выделили 22 млн грн для увеличения мощностей электросетей. Осталось профинансировать еще 28 млн грн, которые большей частью должны быть направлены на реконструкцию Соломенской подстанции.
Денис Костржевский обращает внимание, что аэропорт не может финансировать эти два проекта, поскольку ни земля под дорогу, ни сети не находятся в собственности компании. Он надеется, что средства на реконструкцию сетей будут заложены в госбюджет Киева на 2014 г., а инвестиции на строительство дороги могут быть направлены в виде целевой дотации из госказны на выполнение функций столицы.
Проект строительства дороги от Краснозвездного проспекта необходим в первую очередь аэропорту «Киев», — указывает независимый эксперт авиарынка Александр Кава.
«Сейчас до аэропорта ведут две магистральные дороги: одна от Окружной дороги, вторая от Севастопольской площади — они вполне справляются с потоком автомобилей в аэропорт», — уверен он. Поэтому проект строительства дороги целесообразнее реализовывать на условиях государственно-частного партнерства, полагает эксперт.
Нереальные планы
Реализовав все планы, аэропорт «Киев» по пропускной способности максимально приблизится к «Борисполю», чья мощность в 2018 г., по прошлогодним заявлениям экс-вице-премьера Бориса Колесникова, составит 15 млн пассажиров в год.
В начале нынешнего года бывший гендиректор «Борисполя» Антон Волов в интервью корреспонденту «Капитала» отметил, что такой пропускной способности аэропорт достигнет к 2020 г. Согласно концепции «Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 г.», пассажиропоток в отечественных аэропортах в 2015 г. составит 21,3 млн человек, а в 2023 г. — 28,7 млн человек.
Но даже если аэропорт решит проблему с полосой, транспортной доступностью и инженерными сетями, достичь мощности в 10 млн человек можно только при создании второго хаба, уверяет директор консалтиновой компании FAS Александр Ланецкий.
«Для этого нужна заинтересованная авиакомпания, которая и будет его развивать, — а такой нет и не предвидится — или резкий рост доходов населения, чтобы имели за что лететь», — поясняет он.
Признает это и Денис Костржевский: «Я не думаю, что мы когда‑нибудь достигнем показателя в 10 млн человек. Скорее всего, общий пассажиропоток через аэропорт «Киев» не будет превышать 5 млн человек в год». Но увеличение пропускной способности позволит справляться с обслуживанием пассажиров в период пиковых нагрузок, как во время Евро-2012, подчеркнул он.
5 млн человек для «Киева» — более реально, говорит Александр Кава. По его мнению, такое количество клиентов «Киев» может привлечь благодаря приходу новых для украинского рынка авиакомпаний, увеличению количества рейсов и переходу авиакомпаний из «Борисполя».
«Киев» гибче в обсуждении условий работы в аэропорту для авиакомпаний, нежели «Борисполь». Более того, «Киев» имеет гораздо более удобное расположение для большинства пассажиров, включая тех, кто осуществляет пересадку на железнодорожный транспорт на станции «Киев-Пассажирский», — поясняет эксперт.
Напомним, рейсы Москва — Киев из «Борисполя» в «Киев» в 2012 г. перевела авиакомпания «Трансаэро», а в 2011 г — авиакомпании группы Wizz Air.