Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ, Кременчуг Полтавской обл.) хочет выйти на российский рынок со своей продукцией. Чтобы получить доступ к российским заказам, КВСЗ планирует создать совместное предприятие с группой «Кировский завод» (Санкт-Петербург).
КВСЗ производит пассажирские железнодорожные вагоны, вагоны и эскалаторы для метрополитена, а также электропоезда и трамваи. Кировский завод выпускает сельхозтехнику, дорожно-строительную технику, а также оборудования для нефтегазовой отрасли, энергетики и судостроения.
Пока что предприятия подписали меморандум о сотрудничестве. Создание СП планируется завершить до 10 октября 2013 г., а наладить производство — с 1 декабря 2013 г. Сумма инвестиций двух предприятий в будущее СП запланирована в объеме около $ 26,3 млн.
Площадка по производству продукции будет располагаться на Кировском предприятии, производственные мощности СП позволят выпускать ежегодно 100 вагонов метро или трамваев, а также 50 вагонов межрегиональных поездов или столько же вагонов дизель-поездов. Продукция будет выпускаться под брендом «Киров-Крюково».
Переориентация
КВСЗ обратил внимание на российский рынок после того, как начал падать спрос на основную продукцию предприятия — грузовые вагоны. По данным самого предприятия, за первые пять месяцев текущего года завод снизил их выпуск на 33 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — почти до 3 тыс. единиц. В то же время заказы на пассажирские вагоны не могут загрузить завод. За январь-май этого года их производство увеличилось на 80 %, но было произведено всего 50 пассажирских вагонов. «Учитывая, что Украина сейчас не закупает пассажирские вагоны по причине отсутствия финансирования, КВСЗ необходимо искать другие рынки. КВСЗ в прошлом поставлял для российского метро эскалаторы и, естественно, было бы логично организовать производство там», — полагает старший аналитик инвестиционной компании «Арт-Капитал» Алексей Андрейченко.
По его словам, кроме оборудования для метрополитена, КВСЗ производит также пассажирские вагоны для «подземки», но прорваться на российский рынок с этой продукцией ему будет сложнее — в России есть два своих крупных производителя, поэтому все будет зависеть от цены и качества украинской продукции.
Сборка вагонов
По словам старшего аналитика Центра транспортных стратегий Дмитрия Ягелло, производство вагонов метро на КВСЗ практически простаивает. «С помощью Кировского завода КВСЗ обеспечит себе легкий выход на российский рынок и таким образом значительно расширит список потенциальных клиентов, который до сегодняшнего дня состоял из метрополитенов в Киеве, Харькове и Днепропетровске», — сказал он, и добавил, что, скорее всего, на Кировском заводе будут собираться вагонокомплекты. Алексей Андрейченко указал, что пошлина на поставку вагонов составляет 10 %, в то время как на вагонокомплекты — 5 %. При этом аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко отметил, что размер инвестиций ($ 26,3 млн) очень невелик и сравним с доходом от продажи нескольких поездов.
Препятствие
Стоимость пассажирского купейного вагона производства КВСЗ в Украине составляет $ 1‑1,2 млн. По словам Дмитренко, такая цена позволит предприятию конкурировать на российском рынке после создания СП. «Пассажирские вагоны КВСЗ в Россию никогда не поставлялись. Это объяснялось сильным лобби местных производителей, — объясняет он.
Однако КВСЗ может столкнуться с одной сложностью. По словам Романа Дмитренко, все вагоны, которые предприятие планирует производить в Санкт-Петербурге, должны будут пройти процедуру сертификации. Из-за этого освоение российского рынка может значительно затянуться. «То, что СП начнет работать с 1 декабря, еще не означает, что 2 декабря начнут производить вагоны. Это может затянуться до 2015 года, — рассказал «Капиталу» аналитик. — Кроме того, даже после сертификации вагонов им все равно придется участвовать в тендерах. Российский партнер просто повышает их шансы выиграть тендер. Согласно политике российского государства, предпочтение отдается отечественному производителю».