Дать «Самопомочи» 150 миллионов на развитие Львова, забрать у Олега Ляшко кормушки в бюджете, пойти на уступки Юлии Тимошенко и «кружить» «Оппоблок» — вот лишь небольшой перечень того, на что готов был пойти Петр Порошенко, чтобы в четверг, 2 июня, парламент закрепил в Конституции судебную реформу.
Вопрос результативного голосования обсуждался на нескольких «стратегических советах» на Банковой, не считая встреч президента с лидерами фракций. Многих депутатов вчера собрали на национальный молитвенный завтрак, чтобы еще раз «воззвать к их совести». Чтобы обеспечить голоса, в четверг в парламент приехали глава Администрации президента Борис Ложкин, его первый заместитель Виталий Ковальчук и экс- премьер-министр Арсений Яценюк. Результат усилий — на табло Рады зажглась цифра в 335 голосов. Хотя расклад политических сил, поддержавших изменения в Конституцию, существенно изменился. Олег Ляшко и его фракция РПЛ, о торгах с которыми было больше всего слухов, так и не дали своих голосов.
Что происходило последнюю неделю за закрытыми дверями в АП и парламенте, и на что президент и его команда пошли ради судебной реформы?
Ход против России
Работа над законопроектом о судоустройстве и статусе судей (4734) началась сразу после того, как 2 февраля Рада 244 голосами приняла изменения в Конституцию в части судебной реформы в первом чтении.
Все четыре месяца над проектом работали заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов и его команда. Им помогали вице-спикер Оксана Сыроед и нардеп Руслан Сидорович от «Самопомочи» и представитель «Народного фронта» Леонид Емец.
30 мая Порошенко собрал в Администрации президента всех руководителей парламентских фракций и групп, чтобы услышать их позиции и убедить голосовать за судебную реформу.
Почему ее решили закрепить в Конституции именно сейчас? Во-первых, чтобы продемонстрировать Западу прогресс в борьбе с коррупцией. Во-вторых, потому что с началом лета депутатов будет все труднее собрать в парламенте.
«Они (президент и его команда, — ред.) не скрывали опасений, что сезон отпусков начался, и это чуть ли не последняя неделя, когда депутатов можно собрать в максимальном количестве», — говорит лидер фракции «Самопомич» Олег Березюк.
В понедельник встречи президента с лидерами фракций на Банковой длились больше 4 часов.
Уже тогда Порошенко заручился поддержкой фракций БПП и НФ, а также групп «Воля народа» и «Возрождение», что в сумме давало 265 голосов из необходимых 300.
«Самопомич», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» взяли время подумать.
Тем не менее, представители команды президента не сомневались в успехе. Общаясь во вторник с журналистами, один из сборщиков голосов от БПП Сергей Березенко был уверен, что в четверг зал даст даже не 300, а 350 голосов.
«За этот законопроект должен проголосовать весь зал, ведь для нас это геополитически важное решение в споре с Россией, которое покажет, что мы исполняем свои обязательства перед Европой», — говорил представитель БПП.
Но, и коллеги Березенко по фракции БПП, и соратники по коалиции из «Народного фронта» не разделяли такого оптимизма.
Подготовительный этап
«Утром (во вторник — ред.) на фракцию пришел Филатов и рассказывал нам, что даст реформа. Но депутаты даже не были готовы нормально задавать вопросы, потому что мы банально не видели проекта изменений. Многие этим открыто возмутились. Но, естественно, что мы будем голосовать. Мы понимаем, что это важно, хотя в законопроекте много «косяков», — говорил в неформальной беседе один из депутатов БПП.
«Нам на фракции сказали, что голоса за изменения в целом есть. Вот, правда, Игорь Грынив, выйдя с заседания, был слегка озадачен — он не разделял такой уверенности», — добавил депутат.
Во фракции НФ популяризировал реформу министр юстиции Павел Петренко. Он приехал на фракцию, чтобы подробно описать однопартийцам, что дает эта реформа.
«Почему-то в АП были уверены, что мы дадим 85 голосов, плюс их 140, плюс саттелиты, и все будет хорошо. Но даже Яценюк не мог так сходу гарантировать 100% результат фракции. Ведь у нас были 5-6 человек, которые могли заартачиться», — рассказывает один из депутатов от НФ.
«Конечно, многие наши депутаты возмущались, что старым судьям будет позволено опять проходить аттестацию и они, скорее всего, сохранят свои должности. Но лидеры сказали, что и так продавили в этих законопроектах очень много, и нужно голосовать», — добавляет депутат.
Между «Народным фронтом» и БПП очень долгое время шла дискуссия вокруг внесения изменений в Конституцию в части реформы судов. «Фронтовики» требовали, чтобы перед изменениями в Конституцию проголосовали их вариант закона о судоустройстве.
По словам автора законопроекта Леонида Емца, именно его «детище» «не просто позволяет увольнять судей или менять названия судов, а вводит единую судебную практику, и так уничтожает коррупцию внутри судов».
«На чем основывается коррупционная составляющая в судах? На возможности получить нужное решение: не понравилось решение — идешь к другому судье или в другой суд, там договариваешься, и получаешь нужное тебе решение», — пояснил Емец. «Теперь же в такие игры нельзя будет сыграть», — уверяет депутат.
Другая позиция была у «Самопомочи». Соратники Андрея Садового предлагали принять закон в первом чтении, а затем доработать его. Также они активно лоббировали норму о возможности иностранных судей работать в Антикоррупционном суде или быть представленными в палате присяжных Верховного суда.
Необходимость такого шага они объясняли тем, что судьи-граждане Украины не смогут быть полностью независимыми и объективно вести судебные процессы против топ-олигархов и коррупционеров.
«Я не найду в Украине и пять судей, которые будут заниматься делами Коломойского, Фирташа», — пояснила один из лидеров «Самопомочи», вице-спикер парламента Оксана Сыроед.
Но в Администрации президента не восприняли это предложение. В ответ соратники Садового фракция отказалась поддерживать как законопроект, так и изменения в Конституцию. Хотя Сыроед и пыталась до последнего убедить коллег поддержать реформу, как «последнюю возможность запустить хоть какие-то изменения».
Но ее соратники привели свои аргументы «против», заявив, что реформа позволит Порошенко монополизировать свое влияние на судебную систему. «Они почистят людей Портнова и Кивалова и поставят людей Порошенко и Филатова», — рассказал один из депутатов фракции «Самопомочи».
Фракции «Батькивщины», РПЛ и «Оппоблока» каких то значимых предложений по законодательству не вносили, но всячески демонстрировали готовность к диалогу.
Большие торги
Чтобы решить, как протолкнуть конституционную реформу в АП минимум два раза собирался так называемый «стратегический совет».
В частности, там много говорилось о том, как мотивировать Олега Ляшко. В ход готовы были пустить и «кнут», и «пряник» — угрозы снять бюджетные статьи по пожарным машинам, за счет которых, как утверждают в БПП, кормится фракция РПЛ. Одновременно обещать больше не трогать депутата от РПЛ Игоря Мосийчука, которого только недавно выпустили из СИЗО.
К тому же из АП пустили слух, что Ляшко есть в так называемой «амбарной книге» с черной бухгалтерией Партии регионов, которую передал в НАБУ бывший зам главы СБУ Виктор Трепак.
Были свои аргументы у президента и для «Самопомочи». Соратники Садового сочли, что поджог Грибовицкой свалки вблизи Львова и последующая попытка горсовета выразить недоверие мэру города и лидеру «Самопомочи» спланированной провокацией Банковой, которая должна была заставить их проголосовать за судебную реформу.
Более того, в понедельник Порошенко в присутствии всех лидеров фракций и групп намекнул представителю «Самопомочи», что Львову выделят 150 миллионов гривен, чтобы город мог наконец рассчитаться с подрядчиками за работы, выполнены при подготовке к Евро-2012. Но только, если фракция проголосует за изменения в Конституцию.
Садовый от такой щедрости отказался, но президент не отступал. Он уговаривал мэра Львова по телефону , а в канун голосования вызывал в АП. Даже давал тому самолет, но лидер «Самопомочи» в столицу не полетел, аргументировав это тем, что должен быть на похоронах погибших спасателей из-за пожара на свалке под Львовом.
В «Самопомочи» говорят, что некоторые депутаты готовы были сложить мандат, если бы фракция согласилась поддержать судебную реформу в том виде, который предлагала команда президента. Это грозились сделать заместитель председателя фракции Егор Соболев, Тарас Пастух и Роман Семенуха.
Чтобы добиться поддержки фракции «Батькивщина» президент лично встречался с Юлией Тимошенко.
«По моим данным, речь шла о 200 000 долларов за каждый голос. И Порошенко якобы соглашался в обмен на обещание его не критиковать», — говорит один из депутатов БПП.
Но в «Батькивщине» это отрицают и называют «очередным бредом». «Во-первых, я не представляю, как Юля отказалась бы от критики президента. А это главное, что его действительно не устраивает. Во- вторых, Порошенко же у нас скупой. Как же вы верите, что нам будут платить?», — возмущался в разговоре соратник Тимошенко.
Еще один депутат «Батькивщины» уверял, что уговорили их не пряником, а кнутом. И не в АП, а американцы.
«После все этих встреч с дипломатами наши молодые коллеги (Алексей Рябчин, Алена Шкрум — ред.) убеждали нас поддержать реформу. И Юлия Владимировна разрешила свободное голосование, хотя сама воздержалась», — говорит близкий соратник Тимошенко Александр Абдуллин.
По словам еще одного депутата «Батькивщины», решение голосовать «за» было принято в 3 часа ночи четверга. По странному стечению обстоятельств, именно в это время закончилось очередное «стратегическое» собрание на Банковой.
Последние сборы
Охрана президента прибыла в Верховную Раду вчера в 7 утра. Но представители АП не могли точно сказать, когда точно парламент будет менять Основной закон — утром или вечером. Тем временем торги с лидерами фракций и групп продолжались. В парламент приехал президент вместе с главой АП Борисом Ложкиным, а также двумя его заместителями — Алексеем Филатовым и Виталием Ковальчуком. Еще со времен голосования за назначение генпрокурором Юрия Луценко, Ложкин и Ковальчук подключились к сбору голосов в парламенте.
Президент и его соратники собрались в кабинете спикера Рады Андрея Парубия и позвали на совещание руководителей фракций и групп. Там же был и бывший премьер-министр Арсений Яценюк.
«Сегодня в каждой комнатке возле кабинета спикера кто- то сидел, и с кем-то вели переговоры. Стоял запах коньяка», — рассказывает один из депутатов, бывших на встречах.
По его словам, решил дать свои голоса даже «Оппоблок».
«Они резко захотели голосовать за изменение всех судей», — сказал один из влиятельных депутатов фракции, близких к Порошенко. Но, в БПП отказались объяснять, что заставило «Оппозиционный блок» так резко изменить свою позицию. Говорят, будто бы депутатам пообещали закрыть глаза на некоторые уголовные дела.
«Если Бойко (лидер фракции ОБ Юрий Бойко — ред.) в течение года не сядет, тогда будет видно, что это за договоренности», — поделился своими предположениями один из депутатов «Батькивщины».
То, что АП дорого обошлись уговоры ОБ поддержать судебную реформу, подтверждают и в «Народном фронте».
«Оппоблок» говорит, что его облизывают уже в такие места, о которых раньше даже и не думали. Но в какие, я не знаю «, - рассказывает один из депутатов» Народного фронта «. «Вероятно, они решили какие-то свои стратегические вопросы», — добавляет он.
В итоге, в ОБ за судебную реформу не голосовало только 5 депутатов, среди них Сергей Левочкин и его сестра Юлия. На вопрос, почему его не было в зале, один из старых знакомых Левочкина ответил: «Видимо, не захотел вместе со всеми переезжать из Бухенвальда в Освенцим».
Сюрприз от Ляшко
Но все же без скандала голосование не обошлось. И его опять устроил главный «радикал». Как известно, принятие бюджета на 2016 год запомнилось тем, что целый день Ляшко и его депутаты были против, но получив нужные статьи бюджета, вдруг проголосовал «за». В этот же раз лидер радикалов преподнес другой сюрприз.
«Ляшко дал слово президенту перед самым голосованием и пошел уговаривать фракцию», — рассказывают в «Народном фронте». Незадолго до голосования за изменения в Конституцию, фракция Ляшко в полном составе покинула сессионный зал и ушла советоваться. На вопрос, поддержит ли фракция судебную реформу, Ляшко нервно и сердито отрезал: «Это сложный вопрос».
Кулуары опустели, через пару минут зал должен был голосовать изменения в Конституцию. Вдруг на лестнице появился Ковальчук. Он быстро спустился в коморку на первом этаже, где проводили заседание «радикалы». Но пробыл там не дольше минуты.
«Он зашел, спросил, идем ли мы наконец-то в зал. Олег ему предложил присесть и послушать, что его депутаты думают о Банковой. Ковальчук сухо ответил: „понятно“, и захлопнул дверь», — рассказывает один из депутатов от РПЛ.
«Они думали нас переиграть, но оказалось, что голоса есть и без них», — говорит собеседник из команды президента.
Пока Ковальчук поднимался по ступенькам на 2 этаж, Андрей Парубий читал в зале смс от Ляшко, что «они идут».
В результате создалась коллизия, когда президент был вынужден ждать главного «радикала». А когда тот с фракцией таки явился в зал, то голосов за Конституцию не дал. После этого Ляшко с недовольным лицом покинул парламент, в знак протеста против коррупции. А президент покинул парламент с проведенной конституционной реформой.