Владельцы обанкротившихся банков все чаще добиваются в судах запрета на ликвидациюь. Недавно Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) сообщил, что суд запретил ему предлагать Национальному банку Украины (НБУ) ликвидировать банк «Юнисон», который был признан неплатежеспособным в апреле.
Это уже не первый судебный запрет. Недавно владелец «Укринбанка» выиграл в суде дело против Нацбанка и ФГВФЛ и запретил им ликвидацию финучреждения. До этого «Украинская бизнес группа» наложила в суде запрет на ликвидацию РВС Банка, а компания Олега Бахматюка Perusta Constructions запретила ФГВФЛ предлагать Нацбанку объявлять о ликвидации банка «Финансовая инициатива».
Суды не согласны с НБУ
В большинстве случаев суды выносят такие решения, ссылаясь на то, что банк может быть признан неплатежеспособным исключительно по истечении 180 дней после получения статуса проблемного, и не раньше. Хотя Нацбанк часто не соглашается ждать так долго. В фонде гарантирования также не согласны с такой позицией судов.
«Суд принял решение даже несмотря на то, что объективно уже нет никаких шансов на оздоровление, а дальнейшее затягивание только приводит к еще более тяжелым последствиям и нарушениям прав вкладчиков и кредиторов такого банка», — прокомментировали в ФГВФЛ решение суда по Укринбанка.
Нацбанку иногда удается оспорить или просто не выполнять такие судебные решения и все же начинать ликвидацию банков-банкротов. Например, арабская компания Primestar Energy FZE добилась судебного запрета на ликвидацию Укргазпромбанка. Но в НБУ сказали, что получили это судебное решение уже после того, как решение о его закрытии было принято.
Инвестор Всеукраинского банка развития — компания «Экосипан» — весной прошлого года в суде запретил начинать ликвидацию банка. Однако Нацбанк обжаловал это решение и в результате все-таки ликвидировал банк. А владелец банка «Союз» Сергей Дядечко хоть и запретил его ликвидацию, но Нацбанк принял это решение повторно.
Проблемы вкладчиков
Наиболее неопределенной ситуация в таком случае становится для вкладчиков обанкротившихся банков. Обычно ФГВФЛ начинает выплачивать им депозиты на суммы до 200 000 гривен уже через несколько недель после признания банка неплатежеспособным. И обычно на тот момент, когда суд принимает решение о незаконности такого статуса, значительная сумма вкладов уже возвращена клиентам банка за счет государства. По мнению фонда, эти выплаты могут стать незаконными.
«Отмена введенной в Укринбанка процедуры ликвидации, в рамках которой Фондом гарантирования вкладов физических лиц уже выплачено гарантированное возмещение вкладчикам обанкротившегося банка на общую сумму 1,788 млрд. гривен, приведет к тому, что выплаченные Фондом средства, по сути, станут безосновательно приобретенным имуществом с соответствующими негативными последствиями», — сообщили в ФГВФЛ.
Под удар попадает много вкладчиков. В целом Фонд гарантирования выплатил уже около 5,5 миллиарда гривен клиентам тех банков, ликвидация которых запрещена. Впрочем, юристы считают, что у государства нет права требовать от вкладчиков возврат выплаченных средств.
«Отмена судом решений Национального банка Украины и Фонда гарантирования вкладов физических лиц о введении временной администрации или ликвидации банка не влечет за собой последствий в виде необходимости вкладчикам возвращать полученные ими гарантированные суммы или восстановления депозитных договоров. Фонд гарантирования может предъявить свои претензии к акционерам банков. Однако перспективы удовлетворения таких претензий весьма туманны», — пояснил адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения" Suprema leх «Виктор Мороз.
Но в ФГВФЛ все же не исключают, что им придется решать этот вопрос. «Мы не понимаем эти судебные решения, суды делают что хотят. Но если все же неплатежеспособность какого банка будет окончательно признана незаконной, то окажется, что мы незаконно выплатили деньги вкладчикам из бюджета. В таком случае будем возвращать эти деньги с самих этих банков и их владельцев», — пояснил директор распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин.