Высший хозяйственный суд Украины оставил в силе решения предыдущих инстанций и запретил Проминвестбанку взыскать залоговое имущество ООО «ТС «Обжора» и ООО «Восход».
На ООО «ТС «Обжора» зарегистрирована сеть продовольственных магазинов «Обжора», торговое оборудование и помещения, на ООО «Восход» — объекты коммерческой недвижимости.
Об этом говорится в решении суда, текст которого размещен в Едином государственном реестре судебных решений. Суд руководствовался тем, что заемщики в судах других инстанций стараются признать договоры ипотеки недействительными. До вынесения окончательного решения взыскать имущество должника, по мнению суда, невозможно.
Получить комментарий в сети «Обжора» не удалось — все специалисты компании на рабочем месте отсутствовали, а официальный запрос «Капитала» остался без внимания. В пресс-службе Проминвестбанка подтвердили, что сейчас идут судебные разбирательства, но что‑либо уточнить отказались.
Сеть «Обжора», согласно ее официальному сайту, сейчас насчитает 15 магазинов формата «супермаркет» и «магазин у дома» в Донецке, Мариуполе, Макеевке, Харцызске, Енакиево. Учредителем ООО «ТС «Обжора» является офшорная компания «Ламедон Глобал Корп.» (Британские Виргинские о-ва), а ООО «Восход» — «Голдлиф Инвестмент Хаус Лимитед» (о. Мэн, Британские Виргинские о-ва).
Оборот «Восхода» за 9 месяцев 2012 г. составил 46,5 млн грн, а «Обжоры» — 413 млн грн. Обе компании связывают с именем бизнесмена Вячеслава Соболева, который в 2008 г. являлся учредителем ООО «Восход».
Кроме того, Соболев — зять Бориса Шпигеля, владельца крупнейшего фармдистрибьютора России компании «Биотэк» и экс-первого заместителя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Российской Федерации.
Взыскать имущество нельзя
В 2007 г. Проминвестбанк выдал 459 млн грн по четырем кредитным договорам ООО «ТС «Обжора» и ООО «Восход» под 17 % годовых.
Средства выделялись на развитие сети, а также на пополнение оборотных средств. После смены собственника банка и начала кризиса кредит был реструктуризирован, а процентная ставка снижена сначала до 13 %, а затем до 6,5 % годовых в гривне.
Но с февраля 2013 г. ритейлер перестал платить по обязательствам, перед этим в конце 2012 г. в компаниях сменилось руководство. Директором «Обжоры» стал Артем Федорчук, а «Восхода» — Владимир Шпаковский, ранее не известные этой отрасли. В информационно-справочной системе «Банкротство» указано, что 29 июля было возбуждено дело о банкротстве ООО «Восход».
В 2013 г. банк подал иск в суд с требованием взыскать залоги — недвижимое имущество, торговое оборудование на общую сумму около 500 млн грн. В апреле 2013 г., согласно Единому государственному реестру судебных решений, «Обжора» и «Восход» подали иски в Хозяйственный суд Донецкой области с просьбой признать договоры ипотеки, которые ранее были заключены с Проминвестбанком, недействительными. Эти иски оспаривались банком в судах высших инстанций, но решения выносились в пользу заемщика.
Сегодня задолженность ООО «Восход» перед банком, согласно судебным решениям, составляет 12 млн грн, а «Обжоры» — около 561 млн грн.
Сети перекредитованы
Проблемы с банками периодически возникают у всех сетей, подтвердил управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий: «Они наблюдались у «Каравана», «Великої Кишені», «Фуршета». Последний громкий конфликт между финучреждением и ритейлером возник в апреле 2013 г., когда ОТП Банк разослал официальный пресс-релиз о том, что группа компаний «Евротэк» (сеть «Фреш-маркет») не выплачивает кредит на $ 35 млн.
Помимо этого, банк заподозрил ритейлера в попытке вывести активы из‑под залога. В «Евротэке», в свою очередь, говорили о том, что не могут погасить долг и неоднократно обращались в банк с просьбой рефинансировать задолженность.
В докризисный период практически все продовольственные ритейлеры брали кредиты, заверил глава правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко.
«Все развивались очень стремительно», — добавил он. Собеседник издания объяснил, что наценки на продукты питания были выше, чем сейчас, и позволяли выплачивать кредиты. Но после начала кризиса из‑за ужесточения конкуренции, а также снижения покупательной способности населения ритейлеры снизили наценки и не смогли оплачивать кредиты. «Банки вынуждены были идти на уступки сетям», — подтвердил эксперт.
У банка есть шансы получить решения судов о взыскании задолженности, считает старший юрист компании AstapovLawyers Олег Громовой. «Суды редко признают ипотечные договоры недействительными», — говорит он. По его словам, зачастую такие иски подаются теми заемщиками, которые намерены уклониться от возврата кредита.