Пострадавшие от российских властей гринписовцы требовали полностью прекратить добычу нефти в Арктике. В Украине тоже есть своя «Арктика» — проекты по добыче компанией Shell сланцевого газа в Харьковской области (вернее, там речь идет о газе уплотненных песчаников) и компанией Chevron в Ивано-Франковской.
Время от времени в прессе звучат алармистские требования «немедленно прекратить, потому что грядет экологическая катастрофа». До экстремистских выходок пока не дошло.
Конечно, стране и миру нужны гражданские, то есть неправительственные, экологические движения: государства, несмотря на наличие минэкологии и прочих экоинспекций, сплошь и рядом «мышей не ловят» и легко коррумпируются (у больших компаний и кошельки толстые), и приучать толстосума к идее «Береги природу — твою мать» кто‑то должен.
Но вот что мне не нравится в «зеленых» заявлениях и действиях, так это нежелание слушать аргументы противоположной стороны, то есть позиция «Прекратите все и сразу! Где будете брать топливо — не наше дело, а все ваши эксперты куплены».
К зеленым экстремистам примыкают любители природы, призывающие вернуться в «добрые старые времена» — топить дровами, ездить на лошадях и стирать золой. Тогда‑де экологических проблем не будет.
Увы, человечество всегда создавало экологические проблемы. Именно человек стал причиной гибели мегафауны — мамонтов в Евразии и Северной Америке, мегатериев (гигантских ленивцев) в Южной Америке, нелетающих птиц моа в Новой Зеландии… Египетская царевна Нитокрис, выйдя замуж за вавилонского царя Навуходоносора, привезла с собой специалистов по ирригации.
Те построили новую систему орошения полей. Но египетский опыт в новых условиях оказался неприменим — произошло засоление почвы, Вавилон опустел. Викинги, высадившись в Исландии, напрочь свели там леса, остались без плодородных почв и едва не вымерли. Список можно продолжить.
Сегодня землян более семи миллиардов. Прокормить эту ораву может только машинная цивилизация, крепко завязанная на углеводородном сырье: никаких лошадей не хватит, чтобы распахать и засеять нужные площади, никакого навоза, чтобы их удобрить, никаких дров — чтобы сварить выращенное и обогреть население в холода.
Кстати, дровяной «выхлоп» не чище газового, а многочисленные лошади в городах в конце XIX в. создавали больше экологических проблем, чем сегодня автомобили (хрестоматийный прогноз тех времен: если так пойдет и дальше, Лондон скроется под слоем конского навоза в три фута толщиной). Поэтому еще вопрос, какая цивилизация «зеленее» — пост- или доиндустриальная.