Издание The Guardian опубликовало статью о том, какие изменения произошли со шведскими потребителями после распространения банковских приложений. Теперь владельцы магазинов могут отказаться обслуживать посетителей, если те оплачивают покупки наличными, а количество транзакций в розничной торговле, совершаемых при помощи бумажных денег, упало до 20%.
В 1661 году, пишет автор The Guardian Джон Хенли, Стокгольмский банк, предок современного Центрального банка Швеции, эмитировал первые в Европе бумажные деньги. Банкноты представляли собой тонкие прямоугольные куски бумаги с водяными знаками, печатью банка и рукописными сигнатурами должностных лиц, .
В прошлом году в Швеции выпустили новые банкноты, посвященные культурным деятелям XX века. На денежных знаках были изображены писательница Астрид Линдгрен, актриса Грета Гарбо и режиссер Ингмар Бергман. Однако несмотря на это, страна следует примеру своих соседей — Норвегии, Дании и Финляндии — и стремится к созданию общества без наличных денег.
«Я больше не пользуюсь деньгами. — признается местная жительница Луиза Хенрикссон. — Здесь они просто не нужны. Некоторые магазины не принимают наличные, во многих банках их тоже нет. Чтобы купить плитку шоколада нужно воспользоваться картой или телефоном».
Шведские компании, сообщает Guardian, уже много лет поощряют отказ от наличных. Сегодня без карточки или телефона в метро невозможно купить билет. Ритейлеры обладают правом отказывать в приобретении товара, если он покупается за бумажные деньги, аналогичная ситуация с уличными торговцами. Даже церковь все чаще рекомендует жертвовать при помощи банковских карт.
По данным Центрального банка Швеции, пишет Хенли, операции с участием наличных средств в прошлом году составили менее 2% от общего объема транзакций. По мнению регулятора, к 2020 году этот показатель опустится до 0,5%.
В магазинах наличные деньги используются только в 20% транзакций. Это ровно в два раза меньше, чем пять лет назад. При этом общемировой показатель остается на уровне 75%.
Из 1600 шведских банков, 900 отказались от хранения, приема и выдачи наличных в своих отделениях. А многие за ненадобностью убрали банкоматы, особенно в сельской местности. Кругооборот шведской кроны упал с 106 млрд в 2009 году до 80 млрд в прошлом году, пишет The Guardian.
«Я думаю, что в ближайшие пять лет Швеция превратится в общество без наличных денег», — рассуждает профессор Стокгольмского королевского политехнического института Никлас Арвидссон.
По словам Арвидссона, специалиста по развитию платежных систем, предпосылки к текущей ситуации возникли в 60-х, когда банки убедили своих сотрудников пользоваться цифровыми расчетами для получения заработной платы, и это стало для них естественной процедурой. Также банки повлияли и на массовое внедрение кредитных и дебетовых карт, которое произошло в середине 90-х после того, как они начали взимать комиссию за обработку чеков.
По данным компании Visa, банковские карточки сейчас стали основной формой расчета в стране: шведы пользуются ими в три раза чаще по сравнению с другими жителями Европы, совершая по 207 транзакций на одну карту ежегодно.
Учитывая популярность мобильных приложений, шведские разработчики объединились вместе с крупнейшими национальными банками страны, такими как Nordea, Handelsbanken, SEB, Danske Bank and Swedbank и разработали Swish — приложение, которое позволяет производить операции со счетом в режиме реального времени.
«Это приложение убило наличные. Теперь многие предпочитают пользоваться им для расчетов друг с другом. — рассказывает Арфидссон. — У приложения есть все достоинства наличных расчетов и нет их недостатков. Расчеты между банками происходят в режиме реального времени и это открывает путь для оплаты товаров и услуг компаний».
По словам автора The Guardian, приложением пользуется половина населения Швеции и в месяц через него проходит более 9 миллионов платежей. В соседней Дании через аналогичное приложение (MobilePay) за прошлый год прошло 90 миллионов транзакций.
Уличные торговцы, начиная от продавцов хот-догов до магазинов для нищих, массово переходят на простое и дешевое устройство iZettle. Подключенный к телефону мини-кардридер позволяет им принимать платежи по банковским картам, отмечает Джон Хенли, что привело к росту продаж на 30%.
В конце каждой проповеди в шведских церквях появляется мобильный номер, на который прихожане с помощью Swish отправляют пожертвования. По данным одной стокгольмской церкви, передает The Gurdian, 85% пожертвований поступает при помощи мобильных платежей.
Разумеется, у подобной практики не может не быть отрицательных сторон. За последние 10 лет случаи кражи средств с электронных счетов удвоились. Многих критиков, включая даже разработчика приложения iZettle Якоба де Гриир, волнует, не станет ли появление системы абсолютно защищенных платежей угрозой для приватности граждан.
Организации защиты пожилых людей беспокоятся, что новые технологии нанесут ущерб их подопечным, для которых наличный расчет определенно кажутся удобнее, пишет The Guardian. Озабоченность выражают и учителя, по мнению которых молодые люди будут тратить гораздо больше, чем они имеют из-за простоты совершения транзакций.
По этим и по другим причинам, признается Арвидссон, наличные расчеты еще пока будут жить: «Даже если в ближайшие годы жители страны перестанут пользоваться наличными, полный отказ от обращения денег — это решение уже политическое. А сама идея наличных средств в основе финансовой системы, даже в Швеции, находится на очень сильных позициях».
По материалам: The Guardian Перевод: vc.ru