Здравая идея использовать жилищную субсидию на энергоэффективные проекты откладывается как минимум до следующего года. Хотя еще несколько месяцев назад в правительстве всерьез обсуждался вопрос монетизации остатков субсидии с тем, чтобы у людей появились средства для утепления домой и установки энергоэффективного оборудования. Министр финансов Александр Данилюк рассказывал, что Кабмин уже разрабатывает механизм монетизации остатка субсидий, который позволит привлечь к термомодернизации жилья малообеспеченных граждан, которые получают субсидии, то есть практически половину населения страны.
Но затем в правительстве передумали, и решили, что неиспользованные субсидии, как и прежде, будут возвращаться в бюджет. Правда, немного изменили порядок этого процесса. Так, неиспользованная субсидия на оплату услуг централизованного отопления будет полностью возвращаться в бюджет. А если речь идет об индивидуальном отоплении, то часть излишка субсидии будет засчитываться как плата за услугу на последующий период. При этом засчитать субсидиарные средства в качестве оплаты за отопление можно в том случае, если сумма неиспользованного финансирования эквивалентна стоимости 100 кубометров природного газа или 150 кВт/ч электроэнергии.
По данным Минсоцполитики, в течение отопительного периода 2016 года (с января по март) было начислено субсидий по социальным нормам на 27,9 млрд. грн., в то время как реально население потребило энергоресурсов на 16,7 млрд. грн. То есть, надо вернуть в бюджет 11,2 млрд. грн. Хотя, если бы было приято решение о монетизации остатков неиспользованной субсидии, эта сумма могла бы пойти на энергоэффективность. «На самом деле я думаю, что эта цифра больше. Невозможно получить сводную информацию. Что касается Киевской области, то потребление газа на 400 млн грн меньше начисленных субсидий, тепла — на 30 млн грн, воды — на 10 млн», — утверждает директора ООО «Белоцерковвода», глава бюджетной комиссии Киевского областного совета Ольга Бабий.
Почему возникла такая ошибка в расчетах субсидий — объясняется просто. С 1 мая прошлого года введена новая система субсидирования ЖК-услуг, при которой размер субсидии устанавливается исходя из установленных правительством нормативов, а не реального потребления этих услуг, как было раньше. Впрочем, действовавшая ранее система тоже была далека от совершенства и вызывала массу злоупотреблений. До этого времени размер субсидии зависел от расходов на «коммуналку»: чем больше люди потребляли газ, электричество и т. д., тем была больше сумма компенсации из бюджета.
Переход на социальные нормы был, в общем-то, хорошей идеей. Но вот правильно подсчитать эти нормы чиновник так и не смогли. За последние два года социальные стандарты в сфере ЖКХ менялись несколько раз. К примеру, почти вдвое был снижен норматив отопления газом 1 кв. м площади. Так, два года назад на отопление по нормативам выделялось 11 кубометров природного газа, затем показатель сократили до 7 кубов, а теперь норматив составляет 5,5 кубометров. Но по данным Минфина, прошлой зимой фактический расход газа на отопление 1 кв. метра площади составил 3-4,5 кубометра.
Нормативы на услуги для расчета субсидий были подготовлены Минрегионстроем, при этом, как уверяют чиновники, была использована статистика в отношении средних норм фактически потребленных населением теплоресурсов. Но насколько верна эта статистика — большой вопрос. Ни для кого не секрет, что теплогенерирующие предприятия значительно завышают затраты газа для производства тепловой энергии. Это позволяет раздувать тарифы на отопление и горячую воду (в структуре тарифа на централизованное отопление расходы на топливо составляют 74,2%, а на централизованное снабжение горячей водой — 63,9%). При этом нормы расхода тепловой энергии на отопление жилых зданий устанавливаются в соответствии с методическим справочником, утвержденным Госжилкоммунхозом Украины еще в 1993 году. В итоге на основе неверных данных получились искаженные нормативы для расчета субсидий.
Так и получилась ситуация, когда в прошлый отопительный сезон за газ в отопительный сезон было начислено субсидий почти в два раза больше, чем было нужно для финансирования фактически потребленного газа населением. Конечно, частично эту разницу можно объяснить относительно теплой зимой. Но то, что нормативы потребления ЖК-услуг завышены, не вызывает сомнения.
Эту проблему можно было решить разными способами. Можно было бы пересчитать нормативы использования газа на отопление. Кроме того, провести инвентаризацию жилого фонда, определить класс энергоэффективности домов и назначать субсидии, исходя из потребностей в тепловой энергии для каждого типа зданий.
Понятно, что это затратное мероприятие, как по деньгам, так по времени. Но без этого система субсидий, которая уже тормозит энергоэффективность в ЖКХ, вообще заблокирует любые реформы в этой сфере. «Необходимо сформировать новые социальные нормы, приближенные к среднему фактическому потреблению, а далее их ежегодно уменьшать на 10-15%, до уровня потребления современными энергоэффективными приборами при условии осуществления энергосберегающих мероприятий. При этом все что сэкономлено — отдавать людям наличными», — считает старший консультант по вопросам соцзащиты населения Института местного развития Антон Левицкий.
В правительстве рассматривали несколько вариантов, как позволить людям использовать жилищную субсидию на энергоэффективные проекты. Звучало предложение о полной монетизации субсидии со свободным использованием. То есть, перечислять на банковскую карточку потребителя определенную сумму, а он будет распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению, в том числе — на термомодернизацию своего жилья. Однако против такого подхода выступили многие чиновники. В частности, министр социальной политики Андрей Рева заявил, что в нынешних экономических условиях этого делать нельзя — малоимущие украинцы потратят деньги на первоочередные нужды, а не станут вкладывать их в утепление домов.
Второй вариант — монетизация остатков субсидии, за который дружно выступали вице-премьеры Павел Розенко и Геннадий Зубко. Предлагалось либо переводить эту сумму на банковский счет получателя субсидии, либо на спецсчет потребителя с ограниченным использованием — для оплаты «коммуналки», «теплых» кредитов и т. п. «Это будет поощрять людей экономить. Потому что то, что мы увидели за сезон 2015-2016, — в одних и тех же домах люди, которые получали субсидии, потребляли на 30% больше, чем те, кто субсидий не получал. Это означает, что возможность экономить есть, если есть мотивация», — говорит Геннадий Зубко. Теоретически все правильно. Но практически шаги в этом направлении власти не торопятся делать. Теперь в Кабмине обещают монетизировать суммы неиспользованных субсидий за время отопительного сезона 2016/2017 годов.
народ, не нойте. То, что тарифами в эту зиму будет оппа, всем давно уже ясно. Я лично еще к прошлой зиме подготовился. Утеплил крышу, и купил инфракрасный обогреватель. И всем советую поступить аналогично. Я думал сперва купить твердотопливый котел, но прикинул, что Билюкс (ик-обогреватель мне выйдет дешевле). Эти обогреватели вешаются на потолок, и греют стены, и пол, а потом выключаются и стены и пол отдают тепло внутрь. Я в ту зиму заплатил за электричество дополнеительно 500 грн, зато газа меньше спалил, на 3400. Соц. льготу я не превысил (кстати кто слышал, в этом году ее не вернут?) В этом году после утепления крыши, рассчитываю, что отопление не будет стоить мне дороже, даже с учетом возросших цен.
Перенесли рішення про монетизацію субсидій тому що їх через півроку вже не буде. Нехай інші займаються.
Зачем так долго размазывать кашу по стенке? Гройсман просто решил реально поддержать олигархов перечислением им субсидий за т.н. "малоимущих", которых сам и наделал!!!