«Говорят: если хотите узнать, какой будет жизнь в Украине через пять лет — съездите в США, хотите увидеть, что будет через 10 — езжайте в Японию.
Именно поэтому я отправился в нынешнем году в менеджмент-тур в Страну восходящего солнца, в рамках которого мы знакомились с принципами работы местных систем электронных платежей», — рассказывает Юрий Чайка, президент Ассоциации электронного бизнеса Украины, инвестор IТ-стартапов.
По словам собеседника «Капитала», еще до поездки важно понимать, какова ее цель.
«Лично я хотел узнать, как создавались и развивались платежи с мобильного телефона и почему за десять лет они не получили распространения в Америке, Европе, странах СНГ», — констатирует Чайка. Он посетил основные компании, которые занимаются такими платежами, слушал их представителей и задавал вопросы.
Подготовительный этап
На данный момент в Украине работает не более трех‑четырех компаний, предлагающих отправиться в менеджмент-туры. Одни игроки специализируются на проведении таких поездок, другие позиционируют их как дополнительное направление. При этом в одной из туристических компаний, декларирующих возможность отправиться в различные менеджмент-туры, в частности по банкам Швейцарии, «Капиталу» ответили, что еще ни разу никуда никого не отправили.
Дело в том, что подготовительные работы по организации такого бизнес-трипа — процесс длительный и связанный с весьма щепетильными вопросами.
«В среднем новый открытый тур готовится три месяца, а вот корпоративный может прорабатываться и до полугода, так как в этом случае зачастую приходится развивать абсолютно новое направление», — пояснила директор по работе с клиентами компании FastForward Алеся Глущук.
Причем в ходе подготовки поездки нужно не только забронировать гостиницы нужной звездности, обеспечить качественный трансфер и питание участников, но и — самое главное — договориться о посещении компаний-лидеров отрасли в той или иной стране.
«Мы понимаем, что наши клиенты привыкли получать все самое лучшее и в оптимальные сроки, — говорит руководитель бизнес-направления агентства деловых коммуникаций и индивидуального туризма BusyPeoplе Оксана Иванова. — Один из наших клиентов просил организовать встречу с известным американским бизнесменом из первой десятки списка Forbes. Это было непросто».
Но есть и компании, наотрез отказывающие в таких встречах. Яркий пример политики непубличности — Apple. При этом организаторы туров уверяют, что нет смысла «додавливать» таких партнеров. Даже в случае, если встреча (семинар или мастер-класс) будет проведена, вряд ли слушатели смогут получить искренние ответы на свои вопросы.
Табель о рангах
По мнению Ивановой, менеджмент-туры — это нестандартный подход к развитию и обучению для бизнес-лидеров, а также самый прогрессивный способ познакомиться с новинками в сфере производственных разработок и технологий управленческих решений из «первых рук».
Именно поэтому ключевой клиент здесь — новатор. Обычно в его роли выступает 35‑40-летний владелец компании, сумевший построить собственный бизнес с нуля. Например, если речь идет о ритейлерах, скорее всего, человек начинал с одного магазина, а сейчас управляет целой сетью супермаркетов.
Если же «оценить» участника тура с точки зрения корпоративной иерархии, выяснится, что зачастую за зарубежным опытом едут собственники и топ-менеджмент — члены правления, директора по маркетингу, по развитию бизнеса и пр. Значительно реже в такие поездки отправляют руководителей отделов. По мнению игроков, такое положение вещей связано с тем, что на данный момент это продукт все‑таки бутиковый и слишком недешевый, чтобы заказывать его для линейных руководителей.
«Кстати, ритейлеры любят ездить группами и могут отправить и семь человек сразу, — говорит Глущук. — Банкиры обычно более сдержаны, в тур от одного финансового учреждения едет два‑три человека». Айтишники тоже едут по двое-трое. А вот промышленники поступают так: вначале в менеджмент-тур отправляется собственник и лишь потом заказывают поездку для пяти‑шести сотрудников.
За что платим
В результате всех стараний организаторов бизнесмен может купить себе «путевку» за $ 7‑12 тыс. и принять участие в открытом менеджмент-туре. За эти деньги бизнес-путешественник получает все: перелет, проживание, трехразовое питание, переводчика и около 15 встреч с представителями компаний, соответствующих теме тура.
По словам игроков, на данный момент наиболее востребованы такие направления: IT-технологии, банковский сектор, телекоммуникации и продуктовый ритейл.
Как пояснила Глущук, стоимость одной встречи составляет всего лишь $ 200, остальное — накладные расходы. При этом пока что организаторам туров не приходилось сталкиваться с тем, что клиенты требовали свежих устриц и черные лимузины. Для них важно, чтобы все просто было «на уровне» и соответствовало их статусу.
Зато все участники крайне трепетно относятся к контенту поездки и возможности поговорить с «небожителями», соответственно, размер группы никогда не превышает 20 человек. Если заявок поступает больше, организаторы через пару месяцев повторяют тот же самый менеджмент-тур.Встреча с представителями компании проходит следующим образом.
Спикер рассказывает и показывает, как компания шла к успеху, как боролась с конкурентами, что ей позволяет добиваться успехов сегодня. После идет сессия вопросов-ответов. Кстати, спикеров может быть несколько (до пяти человек), тогда происходит панельная дискуссия. «Если в группе будет 40 человек, все не смогут задать свои вопросы и услышать ответы», — раскрывает нюансы работы Глущук.
$7-12
тысяч
придется заплатить за участие в открытом менеджмент-туре
Новые горизонты
При этом игрокам приходится постоянно держать руку на пульсе и отслеживать новые темы для туров. Например, если было замечено, что индийские айтишники стали оттягивать на себя заказы, значит, пора отправляться в Страну лотоса, чтобы выяснить на месте их конкурентные преимущества.
А вот привозить иностранцев в Украину организаторы туров пока не спешат. Говорят, наша страна интересна только для инвесторов, да и отечественные бизнесмены в силу свойственной им закрытости не готовы делиться знаниями.