Почему Hyperloop отстал от графика

1 37012
Почему Hyperloop отстал от графика

Издание Wired изучило, как продвигается создание сверхскоростных проездов Hyperloop по проекту Элона Маска. С 2013 года им занимаются конкурирующие компании HTT и Hyperloop One, однако ни одной из них не удалось добиться осязаемых результатов. У HTT до сих пор нет ни одного работающего прототипа, но есть планы строить поезда из «словацкого вибраниума». Hyperloop One недавно пережила раскол и потеряла технического директора, который стоял у истоков проекта.

В 2013 году власти Калифорнии объявили о строительстве высокоскоростной железной дороги за $68 миллиардов. Ветка должна была связать города побережья и отдаленные агломерации. Эта новость возмутила основателя компании Tesla Элона Маска и он предложил свой проект: построить вакуумные тоннели для перемещения сверхскоростных поездов — Hyperloop.

«По моим расчетам, чтобы построить один такой тоннель между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско потребуется $6 миллиардов — это десятая часть от расходов на Высокоскоростную железную дорогу. При этом поезда будут ходить со скоростью свыше 1200 км/ч, а на дорогу между этими двумя городами пассажиры будут тратить всего 36 минут», — заявил Маск.

Впрочем, сам он отказался от реализации идеи: вместо этого Маск решил посвятить свое внимание уже существующим проектам — Tesla и SpaceX. В августе 2013 года он опубликовал спецификации Hyperloop, и тут же нашлись две компании, которых заинтересовал этот документ: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies (HTT).

Компании

 Шервин Пишевар

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар родился в Иране в начале 1970-х. Спасаясь от революции и Ирано-Иракской войны, его семья эмигрировала в США. «Отец Пишевара работал таксистом в Вашингтоне (позднее это побудило его инвестировать в Uber), а мать — домработницей», — пишет автор издания The Wired Оливер Франклин Уоллис.

Закончив университет Беркли, он открыл несколько интернет-площадок. Одну из них — сервис Webs.com — он продал в 2011 году за $117,5 миллионов. После этого он присоединился к инвестиционному фонду Menlo Ventures, где удачные ставки на проекты Tumblr, Warby Parker и Uber увеличили его доход. Позднее он открыл свой собственный фонд — Sherpa Capital.

Пишевар заслужил репутацию светского льва Кремниевой долины. Он легко знакомился как со знаменитостями — Майли Сайрус, Джастином Бибером, Канье Уэстом, так и с руководителями компаний. Позднее он стал интересоваться политикой, стал спонсором демократической партии и кампании Хиллари Клинтон.

Благодаря политике он познакомился с Элоном Маском. В январе 2013 года они вместе отправились на Кубу, чтобы договориться об освобождении американского заключенного. «В небе над карибским морем глава SpaceX впервые рассказал о Hyperloop. Пишевар, идеализировавший Маска, уговорил его сделать проект открытым и начал искать талантливого инженера».

В это же время проектом заинтересовался Дирк Алборн, американский предприниматель с немецкими корнями. До этого он вел бизнес по продаже печей на гранулированном топливе в Италии, а затем переехал в Лос-Анджелес, пишет Франклин-Уоллис.

Там он стал сооснователем платформы JumpStartFund, которая предлагала людям публиковать бизнес-идеи и находить волонтеров для их реализации. Люди работали бесплатно, рассчитывая на доли в компании в случае успеха проекта. Чтобы найти деньги на запуск платформы, Алборн параллельно работал водителем Uber.

После появления в сети спецификаций Hyperloop, Алборн разместил идею проекта на JumpStartFund. К обсуждению присоединились сотни специалистов. Они разрабатывали дизайн транспортных капсул, обсуждали технические вопросы и предлагали возможные маршруты. Собрав волонтеров, Алборн открыл компанию HTT — Hyperloop Transportation Technologies.

Дирк Алборн

Соинвестором проекта стал итальянский предприниматель и инвестор по имени Бибоп (Габриэле) Греста. В молодости он был рэп-исполнителем, выступал вместе с популярной итальянской танцевальной группой Mato Grosso, а также работал на местном MTV. Потом он увлекся стартапами и на одном из ИТ-мероприятий познакомился с Дирком Албарном. Тот предложил ему стать исполнительным директором HTT.

Сейчас в компании работает удаленно работает более 400 волонтеров — инженеров из NASA, SpaceX и Boeing.

Бибоп Греста

Между тем, Пишевар нашел инженера. Им стал бывший инженер SpaceX Броган БэмБроган, помогавший разрабатывать ракету Falcon 1 и капсулу Dragon. Компанию они решили назвать Hyperloop Technologies.

БэмБроган пригласил своего коллегу и друга Джоша Гигеля, работавшего в компании Virgin Galactic, а Пишевар провел раунд инвестиций серии «А» и привлек восемь миллионов долларов. У компании получился «звездный» совет директоров. В него вошли бывший представитель Белого дома Джим Мессина, основатель компании X Prize Питер Диамандис, инвестор и сооснователь компании Palantir Джон Лонсдейл, а так же топ-менеджер Snapchat Эмили Уайт. Также Пишевар получил возможность представить идею президенту США Бараку Обаме.

Руководителем компании был назначен бывший сотрудник Cisco Роб Ллойд. Также Шервин Пишевар пригласил своего родного брата Афшина.

Броган БэмБроган

Компания переехала на место закрытой фабрики и начала разрабатывать прототип, взяв за основу принцип Элона Маска «Создавай быстро, тестируй еще быстрее». Но дело не задалось с самого начала.

БэмБроган и Афшин Пишевар не ладили друг с другом. Кроме того, БэмБроган хоть и был популярен среди инженеров, но другие сотрудники находили его жутким и вспыльчивым человеком. Очень часто встречи превращались в турнир «кто кого перекричит». Многим казалось, что Пишевар относится к проекту несерьезно. Когда название компании изменилось на Hyperloop One, он продолжил приводить гостей, казавшихся неуместными транспортного стартапа: поп-исполнителей Кэти Пэрри и will.i.am. Однажды он пришел со свиньей.

Проекты

В мае 2016 года компания Hyperloop One устроила презентацию двигателя вакуумного поезда на полигоне в пустыне Невада. Однако не обошлось без накладок, пишет автор издания The Wired: «Инженеры слишком рано запустили электрогенераторы, и они перегрелись. Демонстрация оказалась под угрозой срыв».

Тогда Броган БэмБроган решил снизить нагрузку и провести показ только на одном генераторе. Разумеется, это повлияло на скорость. Металлическая платформа на электромагнитах разогналась до 186 километров в час и затормозила о песок. Как и многие узлы и агрегаты Hyperloop, тормоза еще пока не совершенны.

«В 2017 году мы представим первый работающий прототип. К 2019 году мы надеемся создать транспорт, способный перевозить грузы, а к 2021 — пассажиров», — делился планами Броган БэмБроган. Однако уже в июле 2016 года он покинул компанию и подал в суд на другого сооснователя — Шервина Пишевара.

Новым техническим директором был назначен Джош Гигель. К лету 2016 года проект транспортного средства от Hyperloop One уже сильно отличался от первоначальной версии, которую предложил Маск. «Во-первых мы отказались от использования пневматических подшипников в пользу маглева — магнитной левитации. Пневматические подшипники создают слишком маленький зазор между стенками тоннеля и капсулой. А маглев позволяет нам увеличить это расстояние до 25-40 мм. К тому же это дешевле», — рассказывает Гигель.

Кроме того, компания отказалась от использования солнечной энергии: «Мы думаем о будущем. Вдруг мы запустим еще больше капсул, а нам не хватит энергии и нам будет некуда ставить новые солнечные панели. Кроме того, даже при питании от электросетей проект будет гораздо менее энергоемким, чем высокоскоростные поезда», — заявил Гигель.

Сейчас Hyperloop One работает над решением многих инженерных задач. Для совершения комфортного ускорения, торможения и поворотов все еще требуются слишком большие расстояния. «Мы не хотим, чтобы пассажиры чувствовали, будто катаются на американских горках. Наша цель — сделать путешествие похожим на авиаперевозки: взлет, посадка, плавные повороты», — поясняет Гигель.

Этого можно достичь, уверен Гигель, при помощи строительства туннеля под землей или под водой, но тогда увеличатся и затраты: «В этом случае мы планируем использовать туннели не из стали, а из альтернативных материалов, чтобы сократить издержки. Наша задача — заставить систему работать. Даже если итоговый проект окажется таким же дорогим, как и высокоскоростная железная дорога, он все равно будет на порядок быстрее».

Описание транспортного средства компании HTT выглядит слишком многообещающим, чтобы быть похожим на правду. HTT не отказывается от использования солнечных панелей и планирует задействовать кинетическую, геотермальную и ветряную энергию. Это позволит производить на 30% больше энергии, чем будет потреблять система, уверяют представители HTT. Помимо этого компания хочет превратить опоры труб в вертикальные сады.

По словам Греста, HTT собирается сократить издержки строительства за счет аренды земельных участков в обмен на ресурсы: «Представьте: вы фермер. Я прихожу и предлагаю провести через вашу землю тоннель на опорах. Что вы получаете взамен? Бесплатное электричество и воду, которое вы можете использовать так, как вам вздумается — можете даже разливать воду по бутылкам и продавать, настолько она будет чистой».

Кроме того, HTT планирует ввести бесплатный проезд для пассажиров: он будет оплачиваться за счет показов рекламы. Первую версию транспортного средства компания обещает представить в 2018 году. По словам Грета, главной проблемой компании становится воровство идей конкурентами из Hyperlop One: «Что бы мы не анонсировали и в какую бы страну не поехали вести переговоры о сотрудничестве, они все повторяют за нами. Своровали даже имя компании — Hyperloop Technologies. Так что их стратегия мне ясна».

Шервин Пишевар отрицает это и говорит, что такое имя было выбрано под влиянием компании Uber Technologies: «Тогда я о них еще даже не знал», — признается он.

Некоторые из технологий HTT уже широко используются. Транспортное средство также будет перемещаться с помощью маглева (благодаря патенту Ливерморской национальной лаборатории) и использовать вакуумные насосы компании Leybold. Другие технологии звучат фантастически.

HTT заявляет о том, что корпус капсулы будет сделан из «вибраниума» — нового материала на основе углеродного волокна, который был разработан в Словакии. Он назван по мотивам комиксов Marvel, где из металла с аналогичным названием сделан щит Капитана Америки.

Первая ветка Hyperloop от HTT должна появиться в 2018 году в экологическом поселении Куай Вэлли, обещает Греста: «Мы начинаем строительство в конце 2016 года. Причем не в какой-то пустыне, а в городе, и нашей трассой смогут пользоваться 10 миллионов человек».

Впрочем, автор Wired настроен скептично и к проекту и к личности совладельца компании.

Стоимость этого проекта оценивается в $100-150 миллионов, но таких средств у HTT нет. Конечно и Греста и Алборн уверяют, что стоит им «дернуть за ниточки» и деньги появятся. Кроме того, сейчас один из основных источников дохода проекта — это сборы за выступления сооснователей и участие в конференциях. В компании нет сотрудников — только волонтеры, которые трудятся за долю в бизнесе, а основатели получают заработную плату через платформу JumpStartFund.

Греста преувеличивает и детали своей биографии. Он уверяет, что в 1999 году продал свою компанию Bibop Research за 11 миллиардов итальянских лир или, как он говорит — за $50 миллионов. Но по курсу того года 11 миллиардов лир равняются всего $6 миллионам. А по документам сумма сделки была всего 4 миллиарда лир.

Единственная вещь, которая сближает проекты Шервина Пишевара и Дирка Алборна — это отказ от маршрута «Лос-Анджелес — Сан Франциско». «Ни одна компания не может позволить себе приобрести землю для прокладки туннелей. К тому же авторам проекта не удалось решить одну из самых главных проблем: как расположить станции поближе к городским центрам.

Конфликт в Hyperloop One

Все началось 12 мая 2016 года — на следующий день после презентации в пустыне Невада. 11 топ-менеджеров Hyperloop One, включая БэмБрогана и Гигеля, подписались под обращением к Пишевару и Ллойду. Они требовали, чтобы Пишевар сложил с себя полномочия председателя совета директоров и дал сотрудникам возможность контролировать деятельность компании. В результате переговоров, которые заняли несколько недель, руководство компании согласилось пойти на уступки, но Пишевар отказался уходить.

Критическая ситуация сложилась в середине июня 2016 года. БэмБроган и Пишевар собирались принять участие в Петербургском экономическом форуме и встретиться с высокопрофильными инвесторами, включая предпринимателя и владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Он дважды инвестировал в Hyperloop One — один раз через саму группу «Сумма», второй — через фонд Caspian VC Partners.

Однако БэмБроган отказался сопровождать Пишевара на форум, а когда тот уехал, то предупредил российских инвесторов о проступках руководства: нецелевой растрате средств, незаконном обогащении, а также об угрозах другим сотрудникам компании.

Пока Пишевар был в России и обсуждал концепцию строительства ветки Hyperloop в Москве, его брат — Афшин положил на рабочее место БэмБрогана веревку с петлей. «Свой поступок он позднее объяснил желанием намекнуть техническому директору проекта, что тот ведет себя как ковбой, и на самом деле это была вовсе не петля, а лассо.

Тем не менее, когда на следующее утро БэмБроган обнаружил находку, он вызвал полицию и обратился в суд. Не дожидаясь итогов расследования, компания решила уволить главу отдела по правовым вопросам Афшина Пишевара.

БэмБроган был в гневе. Вскоре в офисе компании состоялся финальный разговор. Часть сотрудников пришла вместе с семьями. Вице-президента Дэвида Пендергаста обвинили в саботаже, и попытках ослабить позиции Hyperloop перед инвесторам. Он был уволен на глазах жены и дочери. Вместе с ним компанию покинули БэмБроган, Сойер и Малхолланд.

15 июля суд Лос-Анджелеса отклонил иск БэмБрогана. Опросив свидетелей, судья пришёл к выводу, что Афшин Пишевар не представляет угрозы для истца, поскольку они не живут и не работают вместе. Hyperloop One подготовил ответный иск на $250 миллионов, обвинив четверых сотрудников в том, что они нарушили ряд соглашений — в том числе, о неконкуренции и конфиденциальной информации.

По словам представителей компании, они попытались устроить переворот и занять места руководителей проекта, а когда «заговор» провалился, то решили привлечь семерых ключевых сотрудников компании для участия в новом проекте Hyperloop Two.

«Разногласия между сооснователями бывают в каждой компании, — подводит итоги The Wired — Через это прошли и Facebook, и Apple, и Tinder, и Snapchat. Некоторые стартапы перерастают их и живут дальше, а некоторые — нет».

«Hyperloop One больше, чем Пишевар, БэмБроган и Роб Ллойд, — размышляет Джош Гигель. — И мы не хотим повторять судьбу братьев Райт, которые изобрели воздухоплавание, а потом большую часть жизни судились с другими людьми, подозревая их в воровстве идеи».

Источник: vc.ru 

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Grustny Ia 06 сентября 2016, 12:17

Из конторы "Рога и копыта" сбежал зиц-председатель?

0
реклама
реклама