По итогам переговоров министров финансов государств Евросоюза в Братиславе 9 сентября стало ясно, что европейские кредиторы не хотят предоставлять Афинам второй транш на €2,8 млрд в рамках третьего пакета помощи. «В идеальном мире нам бы хотелось увидеть больше прогресса на этой стадии. Не секрет, что еще требуется проделать много работы», — сказал европейский комиссар по экономике и финансам Пьер Московиси.
В свою очередь премьер-министру Греции Алексису Ципрасу оставалось только призвать к немедленному пересмотру программы помощи, с тем чтобы страна смогла вернуться на рынок бондов, участвуя в программе ЕЦБ по их выкупу. По данным Bloomberg, сейчас доходность 10-летних греческих облигаций составляет 8,2%. Для сравнения: у Германии и Нидерландов доходность вообще негативная, тогда как у проблемной Португалии она составляет 3%. Даже у Кипра с мусорным рейтингом стоимость заимствований в два раза меньше, чем у Греции.
У Афин остается время до конца октября, чтобы попробовать получить эти €2,8 млрд. Но убедить кредиторов будет непросто.
За последний квартал рост экономики, которая сейчас оценивается в €176 млрд, составил только 0,2%, что вряд ли соответствует ожиданиям. Среди главных проблем Греции остаются низкая потребительская активность, а также невысокие показатели экспорта.
Ранее в мае кредиторам с большим трудом удалось прийти к соглашению: после одиннадцатичасовых переговоров все же было принято решение перевести Греции очередной транш в размере €10,3 млрд. Всего Афины в рамках третьего пакета помощи должны были получить €86 млрд в течение трех лет. Основные выплаты должны прийтись на 2017 год, однако судьбу пакета решит Берлин. Ранее Греция уже получала два пакета помощи на общую сумму €240 млрд, но их оказалось недостаточно.
Чтобы и дальше получать деньги, правительство Греции должно было провести приватизацию госсобственности, а также выполнить намеченный план реформ, разработанный кредиторами. Схема рассчитана вплоть до 2060 года — к этому времени соотношение долга страны к ВВП должно снизиться со 117 до 20%. Для этого Греции было необходимо урезать расходы, повысить налоги, сократить пенсии и другие социальные выплаты.
При этом кредиторам сложно договориться не только с Афинами, но и между собой. Европейцы считают, что Афины в целом делают достаточно для того, чтобы в 2018 году профицит бюджета до вычета выплат по процентам составил 3,5% ВВП, тогда как в МВФ полагают, что Греция такими темпами сможет прибавить только 1,5% ВВП. К 2018 году, согласно плану, Греция должна сократить свои расходы на 3% от внутреннего валового продукта, что составляет примерно €5,4 млрд.
Афины пошли на эти условия. 22 мая парламент принял очередной закон о жестких мерах экономии. Среди основных нововведений — создание нового фонда использования госимущества, в ведение которого передается большинство государственных предприятий. Все полученные доходы, согласно принятому закону, должны направляться на погашение долгов страны (внешний долг Греции составляет почти €330 млрд). Кроме того, если целевые показатели не улучшатся, а профицит бюджета не достигнет необходимого уровня, автоматически снижаются зарплаты, пенсии и другие выплаты.
Ранее, 8 мая, греческий парламент уже принял проект налоговой и пенсионной реформ. Согласно этому закону, минимальный размер необлагаемого налогами дохода снизился с €9,1 тыс. до €8,6 тыс. в год. Сокращены различные социальные выплаты, чтобы уменьшить расходы на пенсии с 17 до 15% от ВВП к 2019 году.
Правительство также ввело взносы на социальное обеспечение. Для работодателей тариф составит 13,3%, для работника — 6,7% от дохода. Взносы устанавливаются и для тех, кто получает свой доход без посредничества работодателя, например фермеров, адвокатов и т.д. Эти слои населения, согласно закону, должны выплачивать пенсионному фонду 20% от своих доходов в течение пяти лет вместо фиксированной ежемесячной суммы.
Эти нововведения поставили в тяжелое положение средний класс, который и так страдал от больших налогов. Сокращение пенсий серьезно ударило по домохозяйствам, прибыль которых напрямую зависела от пенсионных доходов. Результаты реформ в итоге устроили кредиторов, однако экономика Греции все еще оставалась нестабильной. Помощь, на которую так рассчитывал премьер-министр Ципрас, не приносила значительных результатов. Кроме того, новый закон вызвал широкое недовольство в обществе. В массовых протестах против реформ участвовали около 25 тыс. человек.
Отказ в переводе второго транша — очередное серьезное препятствие для стабилизации греческой экономики.
Греческий кризис уже даже сравнивают с «Одиссеей», у которой не видно конца. Люди устали от затянувшегося кризиса, веры в правительство почти нет. Уровень безработицы по-прежнему остается одним из самых высоких в Европе. По данным статистической службы Eurostat, около четверти населения не имеют работы (25,6%).
С связи с этим повышается вероятность социальных волнений. «Трудно быть оптимистом, — рассказывал отставной моряк Ставрос Стэйкос изданию The Guardian. — Кто бы мог подумать, что дойдет до этого? Кто бы мог подумать, что в возрасте 63 лет я буду бояться потерять свой дом». Недавно ему сократили пенсию до €700, и этой суммы не хватает даже на то, чтобы оплатить счета и выплаты по кредиту. «Я не знаю, что принесет будущее. Все, что я знаю, что я сделаю все возможное, чтобы защитить свою семью и свой дом».
Греческому правительству придется пойти на еще большие меры экономии: если показатели не улучшатся, кредиторы могут вообще прекратить оказывать поддержку, что поставит под угрозу и без того слабую экономику Греции.
Власти пытаются балансировать между условиями кредиторов и интересами граждан, однако прийти к компромиссу не удается, в обществе накапливаются недовольство и разочарование. По последним социологическим опросам, уже 51% граждан пессимистично смотрит на будущее страны. И хотя за время экономического кризиса греческое общество научилось выживать и быть стойким, терпение граждан на пределе, поэтому правительству Греции нужно сделать все возможное, чтобы не допустить новых социальных волнений.