Очень люблю водить машину, особенно вечером, когда улицы Киева свободны. В такие моменты можно погрузиться в приятный транс, слушая музыку, иногда поглядывая по сторонам. И лишь удивляешься, как твое тело исправно, словно автопилот, выполняет все команды, связанные с переключением передач, поворотами руля и параллельным слежением в зеркале заднего вида.
Эту автоидиллию не нарушает даже ужасное состояние наших дорог, потому что мой инструктор по вождению провел для меня специальный курс по объезду ям на дороге. Один из самых эффективных и удобных методов — пропускать ямы между колесами. Хоть, конечно, есть и другие приемчики, которые приходится использовать, так как иногда на дороге сплошные ямы.
Сомневаюсь, что в Европе есть такой спецкурс, и даже уверен в том, что нет, поскольку как-то ездил на пассажирском месте, когда за рулем был европеец. Все ямы были его. Я как‑то даже удивился, не понимая — почему он не пропускает их между колес?
Думается, что в Украине так же обстоят дела с бизнесом и социальной сферой. Украинцы научились «пропускать ямы между колес».
Слово «ямы» в данном случае я применяю как аллегорию к понятиям «коррупция в органах власти», «дефицит инвестиционной и корпоративной культуры», «отсутствие современного образования, национальной и единой информационной политики».
Да, мы научились эти «ямы» объезжать, потому что мы очень талантливый народ. Научились, но теперь придется переучиваться, если мы действительно хотим быть полноправным партнером для Европы. Аналогичным образом живет и российский народ, почему‑то считающий Украину «младшим братом», едва ли не своей частью, и яро призывающий нас вступить в Таможенный союз. То, что мы «братский» в какой‑то степени народ, отрицать невозможно.
Но вот утверждение, что мы — «младший братский народ», как минимум, спорное. Потому, как минимум, что основателем Москвы является Юрий Долгорукий, сын великого киевского князя Владимира Мономаха.
Этот факт неопровержим. И судя по заявлениям российских политических лидеров, у них из‑за этого развился серьезный комплекс неполноценности, к сожалению, распространившийся на всю страну, в которой у меня много хороших друзей.
Россия предлагает нам слиться в «братских» объятиях и продолжать вместе объезжать «ямы». Но у Украины есть альтернатива — принять европейские стандарты и залатать, наконец, дыры на дорогах.