Объем розничной торговли в январе-сентябре увеличился на 9,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила вчера Государственная служба статистики. В номинальном выражении за девять месяцев было реализовано товаров на 638,1 млрд грн.
Уменьшение продаж
Несмотря на положительную динамику розничного товарооборота, в последние месяцы сформировалась тенденция замедления темпов его роста. Так, в январе-августе рост составлял 10,2 %, а в январе-июле — 10,6 % против 11,2 % по итогам первого полугодия. Если в номинальном выражении в сентябре было продано товаров на 78,6 млрд грн, то в августе — на 82,9 млрд грн.
Ранее опрошенные «Капиталом» эксперты связывали сокращение розницы с рецессией экономики и замедлением объемов потребительского импорта.
По данным Госстата, падение ВВП в первом полугодии составило 1,1 %. А объем импорта за восемь месяцев сократился на 12,4 % — до $ 48,52 млрд.
«Уже год длится рецессия, которая началась со второго полугодия прошлого года. Несмотря на то, что будет экономический рост в ІІІ квартале, связанный с высоким урожаем, в целом экономическая активность остается на достаточно низком уровне», — отмечает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Положительная динамика розничного товарооборота сохраняется за счет роста реальных заработных плат и отсутствия инфляции. В январе-сентябре в Украине зафиксирована дефляция — 0,6 %. Уровень зарплат в августе вырос на 8,1 % в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года, в июле — на 9 %.
Однако в месячном исчислении в августе размер реальной зарплаты сократился на 3 %. По словам генерального директора группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрея Макарова, текущий объем продаж его компаний сопоставим с результатами прошлого года. О сдержанных темпах роста говорит и совладелец парфюмерно-косметической сети Eva и продовольственной сети Varus Руслан Шостак.
638,1 млрд гривен составил объем продаж товаров в номинальном выражении за девять месяцев текущего года
«Мы не наблюдаем тенденции спада в наших сетях. Все ритейлеры в период кризиса достаточно сильно «просели», но сейчас ритейл восстанавливается и покупатели возвращаются в супермаркеты», — отмечает он. По словам Шостака, потребительский рынок растет минимальными шагами, в первую очередь за счет роста заработной платы на фоне низкой инфляции.
Сдержанные ожидания
Результаты последнего ежемесячного исследования потребительских настроений, проведенного в августе компанией GfK Ukraine, свидетельствуют об их ухудшении на 1,3 пункта — до 87,7.
«Основным источником падения индекса потребительских настроений стали слабые ожидания относительно развития экономики, прежде всего в течение ближайшего года», — сказано в выводах компании.
По словам руководителя аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александра Вальчишена, несмотря на отсутствие экономического роста и его производных (доходов бизнеса, населения, госбюджета), к концу года замедление прироста рыночного товарооборота будет продолжаться, но падения не произойдет. «На конец года приходятся различные социальные выплаты из госбюджета, соответственно, товарооборот будет поддержан, а темпы будут сопоставимы с сентябрем», — поясняет Вальчишен.
Директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов также прогнозирует дальнейшее замедление темпов розничного товарооборота — до 9,2‑9,5 % в сравнении с 2012 г.