Украина, Россия и Казахстан в течение полугода должны завершить создание зернового пула, сообщил премьер-министр Николай Азаров по итогам заседания межправительственного украинско-российского комитета по экономическому сотрудничеству. Реализация проекта предполагает создание совместных логистических цепочек, что, по мнению премьер-министра, пойдет на пользу экономике причерноморского региона.
В Министерстве аграрной политики и продовольствия отмечают, что основными задачами пула должны стать обмен информацией и сотрудничество в сфере маркетинга. Также обсуждается создание Международной зерновой биржи и корпорации, которая будет заниматься вопросами развития инфраструктуры. К реализации проекта могут присоединиться другие заинтересованные стороны.
Идея создания зернового пула Украины, России и Казахстана — ведущих зернотрейдеров причерноморского региона — впервые появилась в 2009 г. на Всемирном зерновом форуме. Этот шаг, по замыслу, должен нивелировать существующую жесткую межстрановую конкуренцию в аграрной отрасли.
Совместный экспортный потенциал трех стран, по данным профильных министерств, оценивается примерно в 70 млн т зерна.
Курс на увеличение экспорта по высоким ценам
Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк отмечает, что условия создания пула должны быть паритетными для всех входящих в него стран. «Нам нужно умело распорядиться экспортным потенциалом, мы будем стоять на принципах паритетности и взаимовыгодных возможностей», — сказал он «Капиталу». Зерновой пул, по мнению министра, позволит существенно увеличить объемы транзита зерновых и увеличить украинским портам объемы грузоперевозок.
Из‑за конкуренции между странами на каждой тонне зерна агроэкспортеры теряют $ 10‑20, говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
«Мы теряем эти деньги просто в силу того, что конкурируем, подавляем друг другу цены относительно мирового уровня. Смысл пула в том, чтобы перестать этим заниматься, как‑то скоординировать наши программы и обмениваться информацией, чтобы продавать по мировым ценам, а не ниже них», — убежден эксперт.
Реализовать проект будет сложно
Создание зернового пула Украины, России и Казахстана практически невозможно в установленные сроки, считает директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий. Аналогичное мнение выразил и президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко.
«В Украине это невозможно сделать (создать зерновой пул. — «Капитал»), ведь у нас более 400 компаний-экспортеров», — отмечает президент УАК. Эффективно контролировать рыночные цены на зерно сможет только государственный монополист, трейдерам договориться практически нереально, добавляет Николай Верницкий.
«Ни у одной из трех стран нет опыта работы единого государственного оператора, и примеров таких образований на мировом рынке тоже сейчас нет», — говорит эксперт. Исключение, по словам Леонида Козаченко, — объединение экспортеров нефти ОПЭК, однако количество участников в нем значительно меньше, чем зернотрейдеров в Украине.
Логистика не выдержит напора
Из-за дефицита перевалочных мощностей создание зернового пула будет невыгодным для Украины, говорит заместитель генерального директора УАК Александр Ярославский. Как уже писал «Капитал», по данным Минагрополитики, мощность портовых зерноперевалочных комплексов позволяет отгружать 35‑36 млн т зерновых и масличных культур в год, что не может удовлетворить текущий спрос. По словам Ярославского, потенциал ежемесячного экспорта — около 3 млн т зерна при условии слаженной работы всех субъектов этой цепочки.
«С учетом сезонных колебаний в пиковые месяцы отгрузки должны быть обеспечены на уровне 3,9 млн т, в том числе через порты — 3,6 млн т», — уверен руководитель аналитической службы ИА «АПК-Информ» Родион Рыбчинский.
В случае создания зернового пула нагрузка на украинские перевалочные мощности вырастет вдвое, и нужно будет выстраивать очередь в поставках, прогнозирует Александр Ярославский.
«Этот пул несет в себе больше выгод для казахстанских и российских экспортеров, но не для украинского рынка. Наша транспортная система переживает не лучшие времена, и добавлять ей нагрузки в пиковый период нецелесообразно», — говорит один из экспортеров зерна и добавляет, что можно везти урожай в порт автотранспортом, но это приведет к дополнительным издержкам.
Государственная продовольственная корпорация заявила о готовности купить 2 тыс. зерновозов. Но этого не хватит для покрытия существующего дефицита. Для решение проблемы необходимо купить 7 тыс. вагонов-зерновозов в течение ближайших пяти лет (подробнее читайте здесь).