Фінанси

реформы

Что Нацбанк пообещал МВФ

29074
Что Нацбанк пообещал МВФ

Украина в пятницу получила в свои международные резервы $1 млрд от МВФ. Но у власти нет времени расслабляться. Если страна хочет до конца года получить еще один транш, она должна выполнить свои обещания, прописанные в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ.

Как следует из текста Меморандума, власть обещает придерживаться политики гибкого курса, в то время как «НБУ будет наращивать свои усилия по увеличению запасов за счет валютных аукционов». «НБУ приобрел более $3,1 млрд на межбанке с момента одобрения программы, в то время как „Нафтогаз“ удовлетворил большую часть своей потребности в валюте на рынке», — говорится в Меморандуме. Минфин должен поспособствовать усилиям Нацбанка тем, что пролонгирует большинство, если не все ожидаемые выплаты по внутренним валютным долгам. НБУ пообещал постепенную либерализацию валютного рынка и снятие административных ограничений после консультаций с Фондом. В МВФ будут следить, не повредит ли либерализация финансовой стабильности и цели НБУ по увеличению резервов.

Денежно-кредитная политика НБУ должна будет оказывать поддержку дезинфляционному тренду и финансовой устойчивости, ведь инфляционные ожидания потребителей и бизнеса все еще выше целевого показателя инфляции на 2016 год, установленного НБУ (12%).

Если в предыдущем Меморандуме указывался прогноз валютного курса гривны на 2015-2020 годы в диапазоне 24,4-25,5 грн/$, то в новом Меморандуме в период с 2016 по 2021 год указаны прочерки вместо прогноза валютного курса. «Курс зависит от ситуации на сырьевых рынках — от того, насколько у нас будет сильный экспорт, поскольку у НБУ нет больших чистых золотовалютных резервов для его коррекции. Думаю, что делать прогноз курса до 2020 года — это сейчас убийственно неблагодарное занятие, которое только может нанести ущерб репутации аналитиков солидной структуры», — считает глава комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.

Требования к банкам

Докапитализация банковского сектора продолжится. НБУ завершил первые два раунда диагностики 39 крупнейших банков (95% активов системы), уделяя внимание устойчивости денежных потоков заемщиков и качеству обеспечения кредитов. В ходе анализа кредитования связанных лиц выяснилось, что дефицит капитала есть у 28 из 39 банков. Плохое качество обеспечения увеличило оценку уровня неработающих кредитов (NPLs).

Все банки из топ-20, у которых был дефицит регулятивного капитала, повысили его минимум до нуля к июню за счет конвертации субдолга в капитал, довнесения заемщиками залогов по кредитам, передачи на баланс банка взысканных залогов или путем погашения кредитов. На уменьшение портфеля кредитов связанным лицам банкам дали три года.

«Диагностика следующих 19 крупнейших банков была завершена в июле. Она показала, что 12 банков нуждаются в дополнительном капитале. Благодаря усилиям акционеров рекапитализация этих учреждений в настоящее время идет полным ходом», — говорится в Меморандуме. Первые 20 банков должны иметь адекватность капитала не меньше 5% в текущем сентябре (последние четыре банка уже подали документы в НБУ), следующие 19 банков — к февралю 2017-го.

Докапитализация, в том числе, будет возможна путем улучшения обеспечения по кредитному портфелю, а все непрофильные активы, полученные в ходе работы с заемщиками, банки должны будут распродать к концу 2018 года. В июне НБУ внедрил новую оценку кредитных рисков, которая вступит в силу с 2017-го. Но уже до конца сентября банки должны отчитаться регулятору о том, как новые правила повлияют на их финансовые балансы. Параллельно НБУ должен наконец-то «создать кредитный реестр».

Отмечено, что в сфере реструктуризации валютных ипотечных кредитов будет сделана ставка на «добровольность», а мораторий на взыскание жилья кредиторами будет снят.

Государственное дело

Министерство финансов, согласно Меморандуму, займется процессом частичной или полной приватизации государственных банков. Предполагается, что до середины 2018 года два крупнейших банка привлекут частных инвесторов, которые приобретут не менее 20% их акций. К тому же времени будет отменена полная государственная гарантия депозитов Ощадбанка. «Власть назначит новые наблюдательные советы этих банков при содействии авторитетной международной рекрутинговой фирмы», — говорится в Меморандуме.

В Украине пока остается пять госбанков: три крупных — Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк, а также небольшие Украинский банк реконструкции и развития (передан ФГИ для подготовки к приватизации) и банк «Расчетный центр» (Нацбанк является его мажоритарием), который осуществляет расчеты по сделкам с ценными бумагами.

В Меморандуме прописано, как именно государство будет принимать решение об участии в рекапитализации проблемного системного банка. И хотя названия конкретного банка МВФ не указал, речь может идти о ПриватБанке, угроза национализации которого обсуждается финансистами уже год. «В случае если банк национализирован, Министерство финансов наймет хорошо известную международную фирму для работы с ним», — отмечено в отчете.

Виталий Шапран считает, что этот пункт неслучайно прописан в Меморандуме с МВФ. «Думаю, что если у Игоря Коломойского (совладелец ПриватБанка. — Ред.) нет нескольких десятков миллиардов гривен, то национализация очень вероятна. „Приват“, как самый большой банк страны, не может обойти систематические риски, которые несет в себе наша экономика. А в Меморандуме об этом писать нужно. Потому как цена вопроса — это 40-50% военного бюджета страны, а может быть, и больше», — отмечает финансовый эксперт.

Небанковская реформа

В части регулирования рынка небанковских учреждений Украина пообещала МВФ провести реформу надзора. В парламенте рассматривается законопроект, которым предполагается часть функций Нацкомфинуслуг передать в НБУ (надзор за страховыми, лизинговыми, финансовыми компаниями, кредитными союзами и ломбардами). НКЦБФР получит под свой надзор остальные учреждения (негосударственные пенсионные фонды, эмитенты ипотечных сертификатов, фонды операций с недвижимостью и финансирования строительства).

Внеочередной законопроект о «сплите» (разделение функций Нацкомфинуслуг между Нацбанком и НКЦБФР) президент подал как внеочередной еще в июле 2015 года, но только в июле текущего года он прошел первое чтение. Украина пообещала МВФ, что этот закон будет принят в полном объеме к концу декабря 2016-го. Но этот законопроект поддерживают не все участники рынка.

«Наша ассоциация не поддерживает передачу всех функций в НБУ, считая, что страховому рынку нужен отдельный независимый и профессиональный надзор, а не новые пертурбации. Нас не столько беспокоит, кто будет контролировать страховой рынок, сколько необоснованные и непоследовательные действия в нормотворчестве, установлении таких показателей и нормативов, которые выходят за рамки реальных потребностей страховщиков в части платежеспособности и капитала», — говорит генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

Источник: FinClub
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама