То, что Deutsche Bank и Volkswagen, попавшись на незаконных операциях, столкнулись с многомиллиардными штрафами, грозит подорвать немецкую экономику, которая является одним из немногих центров экономического роста в мире. На этом фоне под вопросом оказывается политическая судьба канцлера Ангелы Меркель — анти-иммиграционная партия и так оттягивает у нее голоса.
Дальнейшее ослабление двух столпов немецкой экономики может повлиять на ее рост и привести к заметным последствиям за пределами страны — мировой спрос и без того слаб, да и решение Великобритании покинуть Европейский союз не прошло бесследно. Deutsche Bank — крупнейший инвестиционный банк в регионе, а VW — самый большой европейский автопроизводитель. В сумме эти компании дают работу примерно 700 тыс. человек, и половина этих рабочих мест находится в Германии.
Профессор экономики Франкфуртской школы финансов и менеджмента Хорст Лочел говорит: «Проблемы этих двух гигантов могут привести к спаду инвестиций и потребления. Это дополнительные сложности, которые накладываются на и без того сложную экономическую ситуацию в мире».
Во вторник акции Deutsche Bank торговались на рекордно низком уровне в связи с опасениями по поводу ослабления его финансового положения. Министерство юстиции США сообщило, что штраф в связи с нарушениями при продаже ипотечных деривативов может составить 14 млрд долларов. По словам Эндрю Лима, аналитика Societe Generale, любая сумма выше 5,4 млрд евро (6 млрд долларов) потребует докапитализации банка только для уплаты штрафа. Стоит отметить, что еще до последнего кризиса Deutsche Bank сокращал бизнес и рабочие места в попытках вернуться к прибыльности.
Представитель Меркель еще в понедельник выступил с заявлением, чтобы развеять сомнения публики, но убедить удалось не всех.
В частности, Мартин Гилберт, генеральный директор Aberdeen Asset Management Plc, в интервью с Франсин Лакуа на Bloomberg Television заявил: «Немецкие регуляторы говорят, что вмешиваться не будут, но я сомневаюсь, что в случае реальной опасности они не найдут какое-нибудь решение. Меркель находится в сложном положении. Перед выборами она не может просто сказать: „Давайте их спасем“. Но политики зачастую говорят одно, а делают другое».
Стабилизирующие факторы
По словам источников, осведомленных о ходе переговоров, Минюст США оценивает, сколько денег можно взять с VW в качестве штрафа за выбросы, чтобы не подорвать бизнес автопроизводителя. Компания уже согласилась выплатить рекордные для отрасли 16,5 млрд долларов в качестве урегулирования гражданских исков в США, и теперь столкнулась с исками уже в Германии — на общую сумму 8,2 млрд евро. Эти затраты пробьют брешь в бюджете группы — ее чистая ликвидность на конец июня составляла 28,8 млрд евро. VW работает над сокращением расходов — инвестиции только в марку Volkswagen будут сокращены на 1 млрд евро.
Майкл Гроссе-Брёмер, парламентский секретарь партийной конференции ХДС/ХСС, объединенной партии Меркель, сообщил журналистам в Берлине: «И Deutsche Bank, и VW — крупные немецкие компании, которые всегда выполняли роль стабилизаторов нашей экономики, и мы надеемся, что они сохранят эту роль, но сейчас они находятся под большим давлением. Это, конечно, не может не вызывать беспокойства. Я надеюсь, что немецкая экономика в этих областях вернется на прежний высокий уровень».
Дополнительную тревогу вызывает ситуация в Commerzbank AG, который на 15% принадлежит правительству. В рамках реорганизации под руководством нового директора Мартина Зилке банк планирует ликвидировать 9 тыс. рабочих мест и приостановить выплату дивидендов — об этом в понедельник со ссылкой на неназванные источники сообщила деловая газета Handelsblatt. Мероприятия, которые планируется реализовать к 2020 году, будут стоить около 1 млрд евро. Второй по величине банк Германии уже ликвидировал 5,2 тыс. рабочих мест — сейчас там работает около 50 тыс. человек.
Поддержка «миттельштанда»
Проблемы этих крупных компаний угрожают малому и среднему бизнесу, которые обычно рассматриваются как опора экономики — именно расширение этого сегмента позволило добиться низкой безработицы. Например, от заказов VW зависит большая сеть поставщиков запчастей, охватывающая всю страну.
Вилли Диц, руководитель Института автомобильной экономики в немецком Гайслингене, говорит: «Как правило, одно рабочее место автопроизводителя означает еще два-три у поставщиков запчастей. Кроме того, инвестиции в научные исследования и разработки, которые делает VW, имеют большое долгосрочное значение для экономики Германии».
Тем не менее 3 млн компаний, относящихся к среднему бизнесу (их также называют «миттельштанд»), могут оказаться спасением для Германии — они обычно хорошо капитализированы и обеспечивают стабильные рабочие места. По данным мюнхенский Family Business Foundation, более 90% таких фирм находятся в семейной собственности, и на них приходится более половины всей рабочей силы и всех доходов частного сектора.
Бизнес-климат улучшается
Опубликованный в понедельник индекс делового климата института Ifo вырос до рекордного за последние два года уровня, а это значит, что бизнес смотрит в будущее с оптимизмом. Бундесбанк, снизив на прошлой неделе прогноз на III квартал, тем не менее отметил «достаточно сильную основу экономики».
Андреас Шоерле, экономист франкфуртского DekaBank, говорит: «В основе своей экономика здорова. Тем не менее наша продукция требует инвестиций, и, если возникают глобальные риски, это повлияет на решения инвесторов».
Неприятности у двух немецких бизнес-гигантов добавляют проблем Меркель, которая планирует баллотироваться на четвертый срок. Кризис беженцев отрицательно отразился на ее рейтингах, а на сентябрьских выборах ее партия потеряла лидерство в двух землях.
Карстен Бжески, главный экономист франкфуртской Ing-DiBa, говорит: «Внешние и внутренние риски значительно возросли. Мы продолжаем считать, что одна из этих проблем — Volkswagen, Deutsche Bank или что-то третье — втянет Германию в рецессию. Что именно это будет, сказать сложно, но понятно, что экономическая безмятежность заканчивается».