Очередная актуализация вопроса относительно окончательного выхода Украины из СНГ стала закономерностью, учитывая целый ряд недавних событий и обсуждение перспектив введения визового режима с Российской Федерацией. Стоит отметить, что фактически наше государство не является членом данной организации, поскольку отечественным парламентом не было ратифицировано ни Соглашение о создании СНГ, ни Устав СНГ. Но на Украину распространяется действие ряда межгосударственных договоров, которые были заключены в рамках Содружества. Поэтому, по большому счету, на данный момент наше государство в лучшем случае сохраняет за собой право участия в ряде структур организации.
Вопрос о полном выходе из СНГ появился еще в 2014 году в связи с аннексией Россией Крыма. Украина отказалась от председательства в организации и перешла к формату спорадического участия в работе некоторых ее структур. Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что наше государство находится в СНГ исключительно на добровольных началах. Поэтому полный формальный выход из организации только юридически зафиксирует существующее положение дел.
Конечно же, сразу возникает вопрос о дальнейшем существовании соглашений о взаимной выплате пенсий гражданам и признании дипломов, а также о зоне свободной торговли. Безусловно, украинцы, которые проживают на территории других государств-членов СНГ, могут потерять пенсии и рабочие места, но следует понимать, что то же самое ожидает и граждан соответствующих стран. Поэтому вряд ли стоит ожидать внезапных действий, прежде всего со стороны России, поскольку ни одна сторона не заинтересована в подобном сценарии развития событий. Также не стоит акцентировать внимание на соглашении о зоне свободной торговли, так как она фактически не работает и является по своей сути фиктивным документом. Ярким примером является односторонний запрет Россией транзита украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан. Только учитывая последний факт, можно сказать, что даже в таком редуцированном и своеобразном виде членство Украины в СНГ не приносит ей никаких дивидендов. Это объединение не выполняет функции диалога равных между собой государств, а фактически является платформой для закрепления гегемонии России над рядом стран бывшего СССР.
Поэтому выход Украины из СНГ является вполне логичным шагом, поскольку ее пребывания в данной организации не приносит практически никакой пользы. Более эффективным следует считать переход к формату заключения целого ряда двусторонних соглашений с тем же Казахстаном, Кыргызстаном и т. д., что позволит Украине получить реальные дивиденды, поддерживать прямые и адекватные партнерские отношения, а также нивелировать ранее упомянутые возможные негативные последствия после окончательной отказа членства в СНГ.
10 декабря 1991 года Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение о создании СНГ.
Понятно, что депутат Рады будет защищать ее популистскую, но во всех отношениях провальную политику. Этот автор выглядит обычно "белой вороной" на серьезном портале "Капитал", и этот опус - не исключение. Привести ходя бы один "перл" для наглядности: "Безусловно, украинцы, которые проживают на территории других государств-членов СНГ, могут потерять пенсии и рабочие места, но следует понимать, что то же самое ожидает и граждан соответствующих стран." Бедные россияне - они лишатся такого заманчивого и лакомого права, как поработать в нищей Украине!)). Похоже, у неуважаемого депутата просто отсутствует чувство реальности ...