Вначале текущей недели НАК «Нафтогаз Украины» и шесть его дочерних компаний подали в Международный арбитражный суд Стокгольма иск к Российской Федерации о незаконном захвате активов группы во время оккупации Крымского полуострова. Убытки, которые понесла компания в результате вышеуказанных действий, предварительно оцениваются в 2,6 млрд долларов США. Указанный иск является логическим продолжением целого ряда судебных споров между «Нафтогазом» и «Газпромом», которые начались еще с июня 2014 года.
Несмотря на то, что в этом деле фигурирует значительно меньшая сумма, чем те, которые фиксируются в предыдущих взаимных претензиях украинской и российской компаний (27 и 32 млрд долларов США соответственно), ее роль абсолютно не уменьшается. В данном случае следует учитывать не только практическую экономическую составляющую, но и политическую, поскольку речь идет не только о материальном возмещении и/или возврате контроля над целым рядом буровых установок. Положительное решение Стокгольмского арбитража в пользу НАК «Нафтогаз Украины» подчеркнет незаконный характер включения Крымского полуострова в состав Российской Федерации. Также стоит учитывать и факт того, что в очередной раз будет продемонстрировано пренебрежение Кремлем международно-правовыми актами. В этом конкретном случае речь идет о Соглашении между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года.
Понятно, что на данный момент трудно прогнозировать конкретный результат, поскольку судебный процесс только начинается и нужно наблюдать за характером его развертывания. Но факт остается фактом — Российская Федерация незаконным образом осуществила оккупацию Крыма и захват целого ряда объектов государственной и частной собственности. Аргумент о проведении так называемого «референдума», который якобы выразил «волю народа» и его «желание» войти в состав России надо считать абсолютно ничтожным, поскольку украинским законодательством (так же как и российским) не предвидится право административно-территориальных или политико-административных единиц на сецессию. Впрочем, следует помнить, что при положительном для «Нафтогаза» вердикте Стокгольмского арбитража, который является обязательным для выполнения, следует ожидать, что Россия просто откажется его признавать, так как в данном случае украинская сторона не обладает инструментами экономического давления на нее (в отличие от ситуации с иском об ограничении транзита отечественных товаров). Но сам факт победы в суде будет иметь важное символическое значение, которое позволит в дальнейшем получить политические дивиденды.