Політика

законотворчество

Государственному банку развития прописали правила работы: только с юрлицами и без оглядки на нормативы НБУ

Государственному банку развития прописали правила работы: только с юрлицами и без оглядки на нормативы НБУ
новое финансовое учреждение появится на свет благодаря Украинскому банку реконструкции и развития
Фото: Алексей Солодунов

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, формализирующий работу Государственного банка развития (ГБР). Документ в парламент подал глава комитета по вопросам информатизации и информационных технологий Валерий Омельченко (Партия регионов).

Однако комментировать проект закона народный депутат не стал, заявив, что сможет предоставить пояснения только после официального обнародования документа на сайте парламента. На момент сдачи номера он так и не появился на портале Рады.

Законопроект определяет ГБР как банк второго уровня, который по формату работы не будет отличаться от Европейского банка реконструкции и развития или Азиатского банка развития.

Финучреждение сможет привлекать дешевые кредитные ресурсы на внешних рынках с последующим рефинансированием коммерческих финструктур, которые будут выдавать долгосрочные кредиты для реализации инвестиционных проектов, а также участвовать напрямую в рефинансировании долгосрочных кредитов для бизнеса.

Банки развития — распространенная мировая практика. По информации Всемирного банка, на начало 2010 г. совокупные активы 90 крупнейших национальных банков развития составляли $ 2 трлн с портфелем займов в $ 1,6 трлн.

А в таких странах, как Турция, Руанда, Фиджи и Бразилия, банкам развития принадлежит 10 % и более активов в национальной банковской системе, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Пассивная часть

Госбанк развития создается на базе существующего Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). Ранее Кабмин передал акции финучреждения от Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения под управление Министерства финансов.

Согласно законопроекту, клиентами украинского ГБР смогут быть исключительно юрлица. На созданный банк не распространяются требования, установленные НБУ по обязательным экономическим нормативам и лимитам открытой валютной позиции, а также нормативам обязательного резервирования.

16 млрд гривен необходимо будет влить в капитал ГБР, чтобы он стал крупнейшим банком страны

Кроме того, банк не будет участником Фонда гарантирования вкладов физических лиц. По данным регулятора, на 1 июля 2013 г. уставный капитал УБРР составлял 118 млн грн. Согласно проекту закона, финструктура может дополнительно фондироваться за счет средств госбюджета, прибыли банка и облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), купленных взамен на акции дополнительной эмиссии ГБР.

Впоследствии ОВГЗ могут быть частично монетизированы через рефинансирование НБУ. Подобный механизм уже был апробирован в 2009 г., когда государство в лице Минфина входило в капитал трех национализированных финучреждений — Укргазбанка, банка «Киев» и Родовид Банка.

Ранее первый вице-премьер министр Сергей Арбузов заявил, что ГБР может стать крупнейшим банком Украины. Пока крупнейший уставный фонд в банковской системе сформирован государственным Укрэксимбанком — 16,4 млрд грн.

Кредитные ресурсы

Основной задачей ГБР будет предоставление долгосрочных кредитов для поддержки приоритетных отраслей экономики, инвестиционных и инновационных проектов, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кредитный ресурс будет формироваться за счет собственных средств, а также средств, привлеченных на внутреннем и внешних рынках, в том числе под госгарантии.

На кредитование будут направляться также средства госбюджета, предусмотренные для финансирования государственных инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития.

По словам Сергея Арбузова, выделение кредитов будет происходить после того, как экспертный совет при Кабмине получит проработанные с конкретным банком технико-экономические обоснования проекта. От такого сотрудничества вполне можно получить синергетический эффект, полагает первый заместитель председателя правления Банка инвестиций и сбережений Владислав Байрака.

«Если у коммерческого банка недостаточно ресурсов, а есть хороший клиент с инвестиционным проектом, почему бы его не направить в Государственный банк развития?» — полагает банкир.

Однако по мнению первого заместителя предправления банка «Контракт» Павла Крапивина, такие проекты, скорее всего, будут низкорентабельными. «Финансируемые государством проекты не могут привлечь средства самостоятельно — либо из‑за длительного срока окупаемости, либо из‑за низкой инвестиционной привлекательности», — объяснил он.

Под контролем у Минфина

Согласно законопроекту, наблюдательный совет ГБР будет сформирован из семи представителей власти: четырех от Минфина и трех от Министерства экономического развития и торговли.

Но министры не смогут входить в состав набсовета — его членами могут быть другие чиновники, занимающие руководящие должности. Срок их полномочий — пять лет. Решение набсовета будет приниматься большинством голосов.

Правление банка будет состоять из пяти человек. Все они будут назначаться набсоветом также на пять лет. Помимо органов управления ГБР, законопроект регулирует и вопросы его ликвидации и реорганизации.

Согласно документу, эти решения будет принимать Кабмин по согласованию с НБУ. В случае ликвидации финучреждения все средства, оставшиеся после выполнения требований кредиторов, направят в госбюджет.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Даша Кирич 25 октября 2013, 14:39

Комментарий удален

реклама
реклама