Жил-был доктор, он был странный, и звали соответственно — Стивен Стрэндж. Его талант был равен лишь его высокомерию, и небесные силы наказали доктора — он попал в автокатастрофу, из которой вышел инвалидом. Впрочем, в небесные силы он не верил, как и в любую сверхъестественную муть. А потом поверил, ничего другого ему не оставалось. В надежде на исцеление Стрэндж отправился в Катманду, где стал членом тайного ордена колдунов. Так началась его новая жизнь, а заодно — свежая франшиза неутомимой студии Marvel.
Несколько лет назад Кевина Файги, главу Marvel Studios, спросили, существует ли в закромах гиганта комикс-индустрии супергерой, которого он мечтает перенести на большой экран. Файги ответил не задумываясь: Доктор Стрэндж. За эти годы Marvel стала мировым лидером по части кассовых сборов, сперва покорив, а затем утомив многомиллионную публику. А в разряд звезд первой величины вырвался Бенедикт Камбербатч, чванливый и ребячливый вундеркинд-Шерлок, идеальный актер на роль гениального нейрохирурга-скептика. Мечта осуществилась.
Однообразное лихое громыхание супергероической тачанки поднадоело даже преданным фанатам. Отсюда все попытки студии предложить публике нестандартный продукт, будь то ностальгическое космическое хулиганство «Стражей Галактики» или тонкая ироническая выделка «Человека-муравья». С «Доктором Стрэнджем» они зашли совсем далеко, на территорию не только «Матрицы» и «Начала» (сравнения с двумя революционными картинами напрашиваются даже после просмотра трейлера), но и Кастанеды с Лавкрафтом. Главная ценность фильма, однако, в том, что он получился столь же многослойным, что те реальности, в которых разворачивается действие. То есть любители эзотерического знания увидят здесь притчу об инициации, а ненавистники — злую кислотную пародию на такую притчу. При этом для обеих категорий, как и для самых многочисленных зрителей — подростков, — «Доктор Стрэндж» останется лихим боевиком с отлично поставленными драками и передовыми спецэффектами. Даже астральные тела здесь вылетают из тел физических — в основном для того, чтобы набить друг другу астральные физиономии.
До премьеры оставалось загадкой, почему выбор Marvel пал на Скотта Дерриксона, создателя отнюдь не революционных хорроров «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Синистер». Да, он на короткой ноге с иными мирами и не боится начать фильм со сцены обезглавливания (впрочем, вполне вегетарианской), но достаточно ли этого? Ответа не будет: никаких примет индивидуального стиля режиссера в «Докторе Стрэндже» нет. Это фирменный блокбастер Marvel: динамичный, забавный, разноцветный. Возможно, дело в самом намерении сделать тематически нестандартный фильм, для чего был необходим постановщик со стороны, не из тусовки.
Что ж, у Дерриксона действительно получился потусторонний фильм. Все лучшие его эпизоды разворачиваются в зазеркалье и представляют собой высококачественные галлюциногенные трипы. Интрига как таковая на этом фоне немедленно меркнет. Ясно же, что не верящий в мистику нейрохирург со временем откроет третий глаз и окажется одаренным волшебником, а потом даже в статусе неофита бросит вызов главному негодяю. Здесь — никаких сюрпризов. Чтобы отрешиться от стандартной и, в общей, банальной истории главного героя, придется открыть все ваши чакры — изобразительный ряд завораживает, так что это будет несложно — и наслаждаться процессом.
Например, колдуны в «Докторе Стрэндже» умеют менять реальность, и ландшафт Гонконга, Нью-Йорка или Лондона у вас на глазах будет трансформироваться, как книжка-раскладушка (по этим соображениям рекомендуется смотреть фильм в 3D, выбрав экран побольше). Каждый персонаж сам по себе отдельный аттракцион: не только самовлюбленный герой Камбербатча, но и брутально-невозмутимый злодей Мадса Миккельсена с пепельными разводами вокруг глаз или обаятельный, совсем не воинственный чародей Чиветеля Эджофора. Рейчел МакАдамс выступает в роли красивого артефакта, но тоже картину не портит. Круче всех, что ожидаемо, бритая наголо Тильда Суинтон — андрогин-старейшина ордена, мастер Йода этого фильма. Она здесь столь же явным образом наследует лучшей из своих ранних ролей, Орландо в драме Салли Поттер, сколь очевиден багаж «Шерлока» в снобской и вместе с тем уязвимой манере игры Камбербатча.
Авторы фильма вообще, надо сказать, люди образованные — не только смотрели «Орландо», но и читали. В кадре мелькает обложка «Дверей восприятия» Олдоса Хаксли, за кадром звучит «Interstellar Overdrive» ранних Pink Floyd: психоделическое наследие 1960-х изучено и освоено на достойном уровне. Отнюдь не всуе поминаются Калиостро и Бейонсе. Главная же подоплека «Доктора Стрэнджа», конечно, легенда о другом докторе, Фаусте. Тот ведь тоже изначально был врачом: такой версии придерживались и Кристофер Марло, и автор первого культового фильма о Фаусте Фридрих Вильгельм Мурнау. Только в случае Фауста поворот от науки к оккультизму воспринимался как деградация выдающегося ученого, а в «Докторе Стрэндже» минус поменялся на плюс. Колдовство прикольнее медицины, и бороться с силами тьмы так сподручнее.
Прелесть в том, что ни Мефистофеля, ни ада в географии этого комикса не существует. А единственным помощником героя становится волшебный разумный плащ, подозрительно напоминающий коврик из мультфильма «Аладдин» (не будем все же забывать, что фильм выходит под брендом Disney). Самовлюбленный зануда-буквоед оказывается защитником сил добра лишь тогда, когда решает отказаться от профессионального чванства и поверить в чудеса. Обошлось без морали, за что отдельное спасибо. Вот такой новейший Фауст — усвистал на Лысую гору (в этой роли здесь выступает Эверест), никаких угрызений совести не испытал. Улетел, но обещал вернуться.