Сегодня народные депутаты должны принять во втором чтении и в целом законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс в части трансфертного ценообразования. Накануне, во время заседания парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, документ был подготовлен к голосованию. Министерство доходов и сборов, получившее последние правки нардепов к законопроекту в понедельник, так и не согласилось изменить ряд принципиальных норм.
Дело принципа
Проверке будут подвергаться операции на сумму от 50 млн грн в год с каждым контрагентом. Депутаты же предлагали другие варианты: 250 млн грн, 300 млн грн и даже 500 млн грн в год. Также Министерство согласилось не менять и срок проверок — полгода с возможностью продления аудита еще на полгода. В прежнем виде осталось и определение обычной цены. Она будет соответствовать уровню рыночных цен, а не определяться сторонами договора, как того хотели нардепы.
Ведомство настаивает на первоначальной идее механизма контроля над ценообразованием операций с резидентами стран, где уровень налогообложения на 5 % ниже, чем в Украине. Министр доходов и сборов Александр Клименко, присутствовавший на заседании комитета, принципиальные вопросы законопроекта отстаивал до последнего. «Мы знаем, что у нас много компаний, работающих со странами с низкой ставкой налогообложения. К ним также должны быть применены нормы этого закона. Это наша окончательная позиция», — заявил Клименко.
Ранее депутаты предлагали контролировать исключительно офшоры. «Такого механизма нет в странах, где работает трасфертное ценообразование. Просто министерство хочет контролировать абсолютно все сделки», — утверждает депутат от фракции «Батьківщина» Сергей Терехин.
Клименко же считает, что предъявленные депутатами правки искажают суть документа. Он уверен, что в переходных положениях законопроекта нет понятия льгот. «Это ужесточение правил для 80 % предприятий, которые работают на экспорт», — утверждает министр.
Пункт 17 переходных положений, предоставляет пятилетний переходный период для предприятий сельского хозяйства, химической промышленности, металлургии. В этот период цены, с которыми налоговики будут сравнивать цены по сделкам, будут устанавливаться Кабмином, а бизнес сможет отклоняться от них на 5 % в обе стороны. Норма о штрафах, ранее предложенных Миндоходов в размере 5 % от объема контролируемой операции за неподачу отчетности, также осталась без изменений. Если налогоплательщик не подаст копии первичных документов по контролируемой операции, ему придется выложить 5 % от ее суммы. А если он не сообщит данные о связанных лицах — заплатит 100 минимальных зарплат.
Компромисс
Во-первых, министр Клименко согласился на то, чтобы к отчету о контролируемых операциях в течение года, который бизнес должен будет подавать к 1 мая, не требовалось добавлять первичные документы и их копии. Теперь бизнес должен будет подавать эти документы только по запросу налоговой службы или в случае проведения проверки. На уступки ведомство также пошло в вопросе контроля за выполнением закона. Так, в документе теперь присутствует норма, предусматривающая механизм централизованных проверок — проводить их будет исключительно Киев. Плюс ко всему во время контроля за операциями между связанными лицами внутри страны налоговики будут проверять только убыточные или имеющие налоговые льготы предприятия. Правда, депутат от партии УДАР Оксана Продан заметила, что учтенные правки в окончательной редакции прописаны «другими» словами. «И по сути текст законопроекта аналогичен тексту первого чтения», — говорит Продан.
На самом заседании комитета «условно» также было поддержано несколько несущественных правок парламентариев. Так, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривал увеличение налоговых обязательств плательщика. В комитете настояли на замене слова «увеличение» словом «корректировка». Если в ходе проверок, не относящихся к трансфертному ценообразованию, уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям, то суммы доначисленных налоговых обязательств по результатам такой проверки будут засчитываться в погашение начисленных налогов по результатам проверки контролируемых операций. Вчера комитет решил поддержать законопроект во втором чтении и в целом, а не рассмотренные спорные вопросы перенести в сессионный зал. «По каждой правке, завтра будет новое голосование. Так что все может снова поменяться», — предполагает Продан.
Между первым и вторым
20 июня законопроект о трансфертном ценообразовании был принят в первом чтении. Всего «За» проголосовало 279 депутатов. Примечательно, что кроме представителей Партии регионов и коммунистов, поддержали и в оппозиционном ВО «Свобода». Однако из 207 членов фракции ПР за принятие закона проголосовали 189 депутатов, 10 — отсутствовали, шесть — не голосовали, двое — воздержались. Большинство из не проголосовавших регионалов связаны с крупным бизнесом, которому введение контроля за трансфертным ценообразованием невыгодно. А свободовец Александр Мирный после голосования в комментарии «Капиталу» объяснил позицию его фракции тем, что документ отвечает норме о защите национальных интересов. Однако у «Свободы» все же были вопросы к законопроекту. В частности, относительно порога в 50 млн грн и контроля над внутренними операциями, которые так и не были учтены Миндоходов. Вчера Мирный заявил, что даже если парламент не проголосует ни за одну из них, партия Тягныбока все же поддержит законопроект. «Некоторым группам из Партии регионов невыгоден этот закон. И без нас его принятие провалится. Мы будем голосовать «за», а по неучтенным правкам в дальнейшем подготовим отдельные законопроекты», — рассказал Мирный. Представители УДАРА и «Батьківщини» документ поддерживать не собираются.