Фінанси

страхование

Повышение цен на проезд железной дорогой приведет к росту платежей по страхованию пассажиров на треть. Около 85 % собранных премий достанутся «Укрзалізниці»

Повышение цен на проезд железной дорогой приведет к росту платежей по страхованию пассажиров на треть
Фото: Вадим Голуб

В 2013 г. на 30 % — до 205‑210 млн грн увеличится объем сборов по обязательному страхованию пассажиров от несчастных случаев, подсчитал зампредседателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. В прошлом году страховщики по этому виду защиты собрали 158 млн грн.

Основная причина роста платежей, по мнению Александра Залетова, связана с повышением цен на проезд в междугородном транспорте. Например, только за последние четыре месяца в Украине на 20 % повысились цены на железнодорожные билеты.

Летом многие автоперевозчики, например крымские, тоже подняли цены на проезд в транспорте пригородного и междугородного направления на 20 %. «Хотя «Укрзалізниця» ранее заявляла, что повышение цен на билеты не коснется страхования, это вызывает большие сомнения. Тариф в этом виде защиты привязан к цене билета», — говорит Александр Залетов.

В постановлении Кабинета министров «Об утверждении положения об обязательном страховании от несчастных случаев на транспорте» говорится, что пассажирам междугородного транспорта нужно заплатить за страховку 1,5 %, а пригородного — 3 % от стоимости билета, а не от страховой суммы, которая составляет 6 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, или 102 тыс. грн.

В итоге только за последние два года платежи по страхованию пассажиров от несчастных случаев выросли на 15 % — до 158 млн грн. А за первое полугодие этого года страховщики получили уже 76 млн грн — столько же, сколько собрали в 2006‑м за целый год.

Страховка для перевозчика

В этом виде страхования очень низкий уровень выплат — в среднем 4 %. Например, в 2012 г. страховщики выплатили пассажирам 7 млн грн, или 4,5 % от полученных премий. А за шесть месяцев этого года выплаты составили 3 млн грн, что на 3,5 млн грн меньше, чем они потратили.

«Но если вы считаете, что страховые компании много зарабатывают на страховании пассажиров от несчастного случая, то глубоко заблуждаетесь. Практически все деньги уходят перевозчикам», — утверждает экс-гендиректор СК «Доминанта» Александр Берназюк.

Он знает о чем говорит: «Доминанта» входит в тройку страховых компаний, которые в этом году страхуют пассажиров «Укрзалізниці» — самого крупного перевозчика в Украине.

Помимо «Доминанты», партнерами железной дороги выступают СК «Злагода» и «Украинский страховой дом». Эти компании не дали статистику страхования пассажиров, но, по данным экс-советника главы «Укрзалізниці», попросившего не называть его имени, монополист выбирает страховщиков-партнеров по уровню комиссионных, которые они готовы ей отдавать.

«Сегодня средний уровень комиссионных достигает 30 %», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Поэтому, по его словам, перевозчики очень заинтересованы в росте объемов страховых платежей.

Кроме того, страховые компании вынуждены отдавать перевозчику, согласно упомянутому постановлению Кабмина, до 50 % от разницы между премиями и выплатами. Причем «Укрзалізниця», по словам страховщиков, берет по максимуму. В итоге страховые компании отдают перевозчикам не менее 85 % полученных премий.

Пора менять правила

Страховщики давно пытаются изменить существующее положение дел, ведь при нынешней ситуации на росте объема рынка зарабатывают прежде всего перевозчики. А при наступлении страхового случая на дороге все претензии предъявляются к страховщикам.

«Летом мы разработали проект закона, который вместо страхования пассажиров предлагал ввести обязательное страхование ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам. Но регулятор (Нацкомфинуслуг. — «Капитал») скептически отнесся к перспективе утверждения такого документа, так как после принятия нового закона о страховании все обязательные виды защиты будут отменены», — рассказывает Александр Залетов.

Еще раньше Министерство инфраструктуры разрабатывало нормативный документ, которым предлагалось вместо пассажиров страховать ответственность перевозчиков. Но он не увидел свет.

«В данном случае и министерство, и Нацкомфинуслуг разделяют нашу позицию о необходимости изменений в страховании пассажиров. А главным тормозом перемен выступают, скорее всего, перевозчики», — считает гендиректор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.

Куда уходят деньги

По мнению Александра Берназюка, ничего на законодательном уровне менять не нужно, ведь перевозчики, даже страхуя ответственность, все равно свои расходы в этой сфере переложат на пассажиров. Он считает, что эффективнее было бы жестче контролировать использование денег самими перевозчиками.

4 % достигли выплаты по страхованию пассажиров от несчастного случая на транспорте

Сегодня «Укрзалізниця» не раскрывает информацию о том, куда, зачем и в каком размере направила полученные в этом полугодии 36,5 млн грн — 50 % премий страховщиков.

На запрос «Капитала» в центральном офисе «Укрзалізниці» ответили, что эта информация находится в компетенции шести региональных железных дорог. А те, в свою очередь, порекомендовали обращаться за ответом в центральный офис.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Tretyakova Galina 23 октября 2013, 09:01

настоящих лидеров во власти и в этом процессе (тех, кто может и хочет изменить ситуацию на уровне закона) - НЕТ.

0
реклама
реклама