Количество жителей Украины, обслуживающихся в банках дистанционно, согласно опубликованным исследованиям GfK Ukraine, в этом году достигло 8 % от общего количества пользователей интернета.
В 2014 г. этот показатель вырастет до 10 % или более. Банкиры считают, что круг наших соотечественников, хотя бы раз прибегавших к услугам онлайн-банкинга, гораздо шире.
«Более 30 % украинских пользователей интернета ежемесячно совершают минимум одну банковскую операцию онлайн. Например, смотрят наличие средств на своих счетах», — уверен менеджер проекта Надра Банка Владимир Шведченко.
Перспективы у дистанционного обслуживания большие. Понимая это, банкиры стремятся присутствовать в числе тех, кто предлагает такие услуги.
«Банки-лидеры в сфере предоставления онлайн-услуг в 2013 г. еще больше укрепили свои позиции на рынке. Усовершенствовали базу и остальные финучреждения», — констатирует финансист.
Плата за погружение
Каждый банк оценивает стоимость дистанционных услуг по‑разному, поэтому разброс цен на подключение интернет-банкинга довольно большой. У некоторых финструктур подключение этого сервиса является обязательным условием при продаже других продуктов, а стоимость его оформления может достигать 200 грн. В ВТБ Банке и Дельта Банке заявляют, что не берут плату за подключение интернет-банкинга и не требуют ежемесячных комиссий.
Разные и условия тарификации. В ОТП Банке, к примеру, подключиться можно за 100 грн, зато отсутствует ежемесячная абонплата за пользование услугой. В Укрсоцбанке клиенты оплачивают лишь проведенные платежи — 10 коп. за транзакцию внутри банка и 1 грн, если деньги перечислены на счета другого финучреждения. В банке «Финансы и Кредит» также не предусмотрена плата за подключение, но абонплату в размере 10 грн придется вносить с четвертого месяца подключения к услуге.
«Выполнение клиентами операций самостоятельно в режиме онлайн высвобождает человеческие ресурсы в банковских отделениях для реализации других задач, а это и есть та прибыль, которую дает нам система», — утверждает начальник управления развития электронных каналов продаж Дельта Банка Иван Юрченко.
На пике популярности
Сегодня с помощью интернет-банкинга проще и удобнее всего проверять баланс своих банковских счетов, совершать денежные переводы, оплату коммунальных услуг и пополнение мобильных телефонов.
На долю таких операций приходится около 70 % от общего объема услуг интернет-банкинга, говорит директор департамента розничных продуктов ВТБ Банка Екатерина Федоровская.
На втором месте по популярности онлайн-депозиты. «Они становятся все более востребованными, так как людям удобно работать с такой услугой — клиент держит руку на пульсе, управляя финансами самостоятельно, в удобном месте, в любое время», — объясняет директор департамента развития каналов самообслуживания банка «Финансы и Кредит» Вероника Спирке.
Чуть хуже продвигается сервис виртуальных кредитов, ведь онлайн можно только сделать заявку и отправить документы, а для заключения договора все равно придется посетить офис банка.
Новые предложения
В банке «Финансы и Кредит» совсем недавно запустили необычный онлайн-сервис с учетом потребностей клиентов из числа практикующих нотариусов. «Разработаны платежи в пользу бюджетных организаций, Министерства юстиции (нотариальные платежи), перечисление средств со специальных счетов нотариуса для депонирования», — рассказала Вероника Спирке.
Одна из последних новинок интернет-банкинга ОТП Банка, которую учреждение запустит в ноябре-декабре, — новый метод авторизации клиента — с помощью sms-уведомлений.
«Пока пользователи у нас авторизируются через генератор паролей (токен). А с введением нового метода он не понадобится — достаточно будет мобильного телефона», — сообщила и. о. начальника отдела развития электронного бизнеса ОТП Банка Илона Бондарь. Метод авторизации через токен самый безопасный, но не очень удобный.
Укрсоцбанк запускает систему интернет-банкинга, позволяющую получать и погашать кредиты, выпускать новые карты и перевыпускать действующие. «Зарегистрироваться можно онлайн, но перед началом регистрации следует получить одноразовый пароль в банкомате нашего учреждения с помощью своей платежной карты», — говорит начальник отдела онлайн-банкинга Укрсоцбанка Алексей Романенко.
ВТБ Банк до конца года намерен запустить sms-подтверждение любых операций, совершенных клиентами, и предоставить возможность лимитировать суммы платежей в системе интернет-банкинга. А в Дельта Банке, кроме сервиса дистанционного управления лимитами, клиенты со второго полугодия смогут закрывать счета.
Домашняя бухгалтерия
В будущем в Украине ждут развития мобильных сервисов интернет-банкинга и прежде всего семейства услуг из «Домашней бухгалтерии». Personal Financial Management (PFM) позволяет клиенту классифицировать свои траты как в автоматическом режиме (распознаванием торговых кодов при безналичных операциях), так и в ручном — при внесении наличных расходов в систему.
«Информация отображается в суммированном виде с визуализацией расходов. Также можно сравнить свои расходы с расходами других людей», — добавил директор департамента информационных технологий банка «Хрещатик» Константин Митченко.