Депозитарные учреждения не спешат получать новые лицензии на обслуживание инвестиционных фондов. По состоянию на 12 октября Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выдала всего 87 таких лицензий. Это означает, что всего 30 % из 295 компаний, получивших лицензию на проведение депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, захотели обслуживать и активы фондов.
До завершения депозитарной реформы отдельную лицензию на такую деятельность регулятор фондового рынка не выдавал. Была одна общая лицензия на хранение любых ценных бумаг.
По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, на конец второго квартала в Украине работало 1204 фонда, а их суммарные активы составляли 164 млрд грн. До депозитарной формы их мог обслуживать 351 хранитель.
Теперь компании должны получать сразу три лицензии депозитарного учреждения — на работу с ценными бумагами, на работу с активами инвестфондов и на обслуживание активов пенсионных фондов.
Хранители, не получившие лицензии нового образца, могут только проводить операции, связанные с прекращением деятельности, сообщила директор департамента расчетно-клиринговой деятельности Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Ирина Курочкина. «Таким компаниям запрещается осуществлять любые операции на счетах в ценных бумагах, кроме незавершенных, операций, связанных с закрытием этих счетов», — сказала она.
Спугнули хранителей
Основная причина отказа компаний от работы с инвестфондами — увеличение требований к уставному капиталу. Теперь у депозитарного учреждения, обслуживающего фонды, капитал не может быть меньше 25 млн грн. Ранее необходимым минимумом было 7 млн грн.
«Также пугает профучастников вступление в силу с 1 января 2014 г. закона о работе институтов совместного инвестирования. Он фактически нивелирует функции контроля со стороны депозитарного учреждения за деятельностью ИСИ до уровня наблюдателя», — сетует президент Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев Алексей Кий.
Какие риски понесут депозитарные учреждения за возможные нарушения со стороны институциональных инвесторов, по словам Кия, пока не ясно. Такая лицензия, по словам начальника отдела по работе с ценными бумагами банка «Национальный кредит» Анны Высочанской, могла заинтересовать лишь тех участников фондового рынка, которые обслуживают свои фонды, либо имеют большой пул соответствующих клиентов.
Не все профучастники работали до этого с фондами, говорит начальник отдела депозитарной деятельности департамента инвестиционной деятельности Брокбизнесбанка Игорь Герасименко.
«Те же, кто работал с ними ранее, решили не получать лицензию из‑за того, что им экономически невыгодно брать на работу второго специалиста исключительно для обслуживания активов инвестфондов», — отметил он. А наличие такого сотрудника предусмотрено новыми требованиями НКЦБФР.
Не количеством единым
Количество депозитарных учреждений должно регулироваться потребностью рынка в их услугах, считает Алексей Кий. Но, по его мнению, депозитарным учреждениям практически нечем удивить клиента. «Все они используют один программный продукт «Оберон» и слишком жестко регулируются правилами центрального депозитария», — говорит Кий.
87 депозитарных учреждений
получили лицензию на обслуживание активов инвестфондов
На сегодняшний день существующего количества депозитарных учреждений с правом обслуживания ИСИ вполне достаточно, считает директор КУА «Финэкс-Капитал», член совета ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Игорь Когут. С ним не согласна Анна Высочанская. По ее мнению, учитывая изменения в правилах лицензирования и требование к депозитарным учреждениям рассчитывать активы фондов, их существующего количества для рынка мало.