Второй по величине обувной ритейлер — компания «Монарх Ритейл Украина» (сеть «Монарх») — активно закрывает свои магазины, рассказали «Капиталу» бывший сотрудник сети, три девелопера и директор сети-конкурента.
«На начало текущего года «Монарх» насчитывал около 90 магазинов. 1 ноября останется меньше 20 торговых точек», — говорит один из собеседников издания. Он добавляет, что на начало сентября в сети осталось 44 магазина.
Причины сворачивания
«Капитал» обратился в сеть «Монарх» с просьбой подтвердить или опровергнуть полученную информацию, но официальный запрос издания остался без ответа. Как ранее писал «Капитал», в начале текущего года «Монарх» объявил об оптимизации своего бизнеса и намерении закрыть 25 наименее рентабельных торговых точек. Ритейлер также отказался от развития франшизы от американской сети Steve Madden и закрыл все пять франчайзинговых магазинов.
Летом текущего года из «Монарха» ушел руководитель сети и миноритарный акционер Владислав Нечай. По информации источника в сети магазинов, Нечай не согласился с позицией главного акционера — инвестфонда United Capital Partners (владеет 80 %-й долей), который решил закрывать магазины в Украине.
«Монарх» пытались продать российской обувной сети Centro. Но договоренности не были достигнуты», — поясняет решение инвестора ликвидировать торговые точки директор розничной сети. Владислав Нечай от комментариев отказался.
Ритейлеру нужен ребрендинг
Магазины сети «Монарх» уже давно нуждаются в ребрендинге, считает совладелец компании Brand Management (обувная сеть Fabs, белья и купальников Yamamay, аксессуаров Carpisa) Маурицио Аскеро. «Внешний вид торговых точек необходимо менять. Иначе количество посетителей будет уменьшатся», — считает он.
Генеральный директор компании «Кари Украина» (сеть обувных магазинов Kari) Максим Мазитов добавляет, что для успешной работы ассортимент и площадь магазинов «Монарха» необходимо увеличить в четыре-пять раз. Он уверен, что необходимо менять и сам формат торговых точек. Сегодня, по словам эксперта, популярными являются площадки, где продается или очень дешевая обувь (дискаунтеры, Centro, Kari, CCC) или «средний плюс» («Интертоп», Camper и пр.).
Рынок выкидывает слабых
Конкуренция на обувном рынке растет, отмечает Максим Мазитов. В течение последние двух лет в Украине появились две российские сети — Сentro и Kari, а в текущем году — Fabs.
На этом фоне продажи обувных ритейлеров снижаются. В январе-октябре продажи игроков были на 20 % ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает Маурицио Аскеро.
Он считает, что низкие продажи — следствие панических настроений украинцев, которые предпочитают экономить. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, индекс потребительских настроений в сентябре по сравнению с августом снизился на 7,2 пункта — до уровня 80,6. «Это самый низкий уровень за последние полтора года», — говорится в пресс-релизе компании GfK Ukraine.
Сеть уйдет
Все магазины «Монарха» закроются, уверены опрошенные «Капиталом» девелоперы. «Сотрудники магазинов утверждают, что у ритейлера не хватает средств для ведения бизнеса», — говорит один из столичных девелоперов, пожелавший сохранить анонимность.
на 20%
сократились
продажи обуви
в специализированной рознице
в текущем году
Коммерческий директор девелоперской компании «Будхаус Групп» Максим Гаврюшин подтверждает, что у «Монарха» существует задолженность по аренде помещений за несколько месяцев в торгово-развлекательном центре компании «Любава» в Черкассах. «Предложение в магазине небольшое», — заметил он.
Сейчас ассортимент осенне-зимней коллекции составляет только около 10 % от планируемых поставок, уверяет бывший сотрудник сети «Монарх»: в сентябре неразрешенным оставался вопрос с заказом осенней коллекции. Традиционно, по его словам, заказы на фабриках размещаются за девять месяцев до даты поставки.