На прошлой неделе государственный «Энергоатом» обнародовал финансовые результаты своей деятельности за 9 месяцев 2013 г. Они неутешительные: компания получила 4,7 млрд грн чистого убытка.
Значительная его часть — «бумажная», но и реальные убытки растут.
Единственный доход «Энергоатома» — продажа электроэнергии на оптовый рынок, своеобразный «общий котел», из которого она потом продается потребителям. Доход «Энергоатома» напрямую зависит от объема проданной энергии и тарифа на нее, устанавливаемого для госкомпании.
Ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований Ольга Кошарная, с которой довелось обсуждать ситуацию в украинской энергетике, прямо говорит, что плачевные финрезультаты «Энергоатома», который производит почти половину всей украинской электроэнергии и отвечает за безопасность наших АЭС, напрямую связаны с низким тарифом, по которому энергетический гигант продает электричество в этот «общий котел».
На сегодня тариф для «Энергоатома» составляет всего 22,2 коп. за кВт·ч. Это куда меньше, чем стоимость электроэнергии ТЭС, ГЭС и тем более — ветряных и солнечных станций. Именно за счет низкого тарифа для АЭС украинские граждане имеют возможность платить «за свет» намного меньше, чем европейцы.
Судя по принимаемым регуляторами решениям о работе рынка, можно предположить, что дешевая электроэнергия государству не очень‑то нужна. Сохраняя низкий тариф, оно в этом году еще и снизило план по ее производству — на 8 %, до 83 млрд кВт·ч. Помимо этого, из‑за диспетчерских ограничений блоки АЭС простаивают в резерве или ремонтах, в результате атомные станции работают всего на две трети своей мощности.
Без атомной энергетики Украине не обойтись, но перспективы работы этой отрасли под угрозой. Сейчас, например, «Энергоатом» занимается продлением сроков эксплуатации атомных блоков, что стоит миллиарды гривен. Компания также должна выполнить комплексную программу повышения безопасности украинских АЭС, которая оценивается в € 1,4 млрд.
Помочь с финансированием вызвались ЕБРР и «Евроатом», которые согласились выделить € 600 млн, но «Энергоатом» должен будет самостоятельно найти 4,4 млрд грн.
Но соглашение с ЕБРР Верховная Рада до сих пор не ратифицировала, и ни копейки по этой программе от европейцев мы пока не получили. А о финансовом состоянии компании свидетельствует ее отчетность.
Откуда же «Энергоатом» возьмет столько денег на развитие, модернизацию и главное — поддержание безопасности АЭС? Пока это загадка из загадок как для экспертов, так и для самих атомщиков, вынужденных еще туже затянуть пояса.