Примерно $ 60 тыс. нужно заплатить желающим полакомиться уникальным мороженым, которое подадут на горе Килиманджаро, используя лед с вершины. Нил Готтлиб, основатель компании Three Twins Ice Cream, которая предлагает такой необычный десерт, лично приготовит порцию неограниченных размеров, после того как клиент долетит первым классом до Танзании, поселится в пятизвездочном отеле и поднимется на Килиманджаро в сопровождении проводника.
Большинство украинцев склонны преподносить менее дорогие и в большей степени практичные подарки. Но стремление все большего количества соотечественников дарить позитивные эмоции (и получать удовольствие от самого процесса — почему бы и нет) создает хорошую базу для развития рынка подарков в нашей стране. Эксперты оценивают его ежегодный объем примерно в $ 50‑100 млн.
Изысканные эмоции
«Эмоции побуждают человека к действию, именно поэтому впечатления были и остаются самым запоминающимся и приятным подарком, — уверен создатель интернет-магазина развлечений Emozzi Александр Кравченко. — Возможно, тот, кто получил в подарок сертификат на мастер-класс по живописи, откроет в себе талант или просто желание рисовать».
Любители необычных подарков заодно смогут серьезно облегчить кошелек. Например, трехчасовая процедура «японский спа-курорт» (на территории Киева!) обойдется в 5590 грн.
Кравченко убежден: его магазин, объединяющий более 3000 наименований «эмоций», потихоньку отбирает долю рынка у традиционных подарков — безделушек или креативных вещиц. По его словам, спросом пользуются именно парные впечатления, а не индивидуальные. Тот же спа, к примеру, стоит уже 9425 грн за сертификат. Впрочем, такое расточительство может быть вполне оправданным, если один из супругов желает сделать подарок на годовщину свадьбы.
$10 млн в год так оценивают объем рынка подарочных сертификатов специалисты интернет-сервиса uGift
Эмоции из категории спа — одни из наиболее популярных и у оператора впечатлений Bodo, ведь их можно дарить круглогодично. Но в стремлении угодить всем и сразу в компании предпочитают предоставлять возможность дарить сразу несколько впечатлений, чтобы получатель подарка выбрал для себя одно наиболее интересное. «Это существенно упрощает выбор, — говорит управляющий партнер Bodo Виталий Дрозд. — А видео «тест-драйвов» впечатлений от более чем 400 партнеров помогают оценить подарок наглядно».
Подарочные сертификаты
Подарочные сертификаты — оптимальный вариант совместить свободу выбора одариваемого и возможности дарящего. Сегодня этот инструмент активно используют компании практически из любой сферы товаров или услуг. Специалисты интернет-сервиса подарочных сертификатов uGift оценивают рынок подарочных сертификатов в Украине в $ 10 млн.
Руководитель uGift Андрей Живолович уверен: выбирая подарок с помощью его сервиса, ошибиться просто невозможно. Ведь если не знаешь, что подарить, можно определиться только с суммой, а виновник торжества сам распорядится сертификатом. Широкий выбор обеспечивают более чем 300 партнеров, которые представляют свои услуги и товары на сервисе.
Подарочные сертификаты оформляются за несколько минут, к тому же существует масса вариантов доставки (курьер, e-mail, sms) и упаковки. Не говоря уже о том, что подарить через сертификат можно все: начиная от туристического путешествия и заканчивая холодильником, удочками, спортивным костюмом или романтическим ужином.
«Как правило, подарки покупают больше женщины (жены, секретари, администраторы и т. д.), — рассказывает Андрей Живолович. — В корпоративном секторе подарки приобретают преимущественно для поздравления сотрудников, их дополнительной мотивации. Ну и, конечно же, многие дарят сертификаты близким людям, добавляя к поздравлениям стихи и самые теплые слова».
По мнению руководителя uGift, в ближайшие три-пять лет рынок подарочных сертификатов ожидает лавинообразный рост. Потенциальные точки роста: предоплаченные банковские карты, товары крупных сетей (техника, косметика, одежда) и услуги представителей малого бизнеса (рестораны, салоны красоты, активный отдых). Сегодня наиболее популярными подарками с помощью сертификатов являются посещение аквапарка, картинга, салонов красоты и магазинов одежды.
Подарки и советы
«Часто дарить подарки приходится в последний момент, — говорит идейный вдохновитель интернет-магазина подарков «Штукатулка» Кир Горшков. — Многое зависит, конечно, и от вашего бюджета. Наши клиенты стараются порадовать близких и коллег пусть даже маленькой, но неожиданной и приятной мелочью». Подарок может быть оригинальным, даже если это термокружка в форме фотообъектива или чашка-хамелеон, полагает эксперт.
Чтобы облегчить покупателям процесс выбора, в «Штукатулке» создали отдельные категории для поиска: «для нее», «для него», «детям», тематические праздники — «на 8 Марта» или «на Новый год». Разброс цен — от нескольких десятков до сотен гривен за «безделушку».
Сейчас начинают появляться интернет-магазины, которые в основу бизнес-модели закладывают сервис, помогающий покупателю ориентироваться среди широкого ассортимента товаров, и подарки не исключение. Если самостоятельно определиться не получается, на такой площадке клиенту обязательно помогут, задав пару вопросов о потенциальном получателе подарка, и предложат несколько вариантов. «Такой подход оптимально объединяет оригинальность, универсальность и доступную цену», — считает Кир Горшков.
Просто, но со вкусом
«Положа руку на сердце, нужно честно сказать: получить в подарок конверт с деньгами почти всегда приятно. В конце концов, это доказательство того, что дарящий не позволяет себе распоряжаться на свое усмотрение средствами, которые предназначены тебе», — шутит консультант по event-менеджменту для корпоративных клиентов Сергей Кулешов. Однако сам предпочитает подыскивать оригинальные «съедобные подарки».
Дорогой алкоголь, кофе или сладости прекрасно подходят к любому поводу (при условии, что тот, кому они предназначены, все это употребляет). Не менее оригинальным и в то же время «предусмотрительным» подарком могут стать букеты, составленные исключительно из свежих фруктов. Такая икебана соединяет в себе сразу три свойства: необычность, съедобность и эффектность. «Наша продукция пользуется большой популярностью у различных event-агентств, организаторов свадеб, кейтеринговых фирм и крупных корпораций», — заверил координатор проекта Сергей Вирчис. Справедливость его слов подтверждает трехлетний опыт работы торговой марки в Украине.
Попасть в яблочко
«По возможности, мы опрашиваем наших клиентов о мотивах выбора и впечатлениях от нового опыта, — говорит Александр Кравченко. — Это молодые, образованные и прогрессивные люди. И если они дарят подарки, то хотят получить позитивный feedback от тех, кто их получает». Выбирая презент, люди хотят, чтобы он был оценен по достоинству и использован по назначению. Но здесь возникает много за и против, так как вы не всегда можете стопроцентно угодить виновнику торжества. Поэтому следует учитывать стиль жизни человека, его возраст и психологические особенности. Необходимо также помнить и о сезонном характере некоторых «впечатлений».
Например, романтическое свидание на крыше, чтобы объясниться в любви или предложить руку и сердце, скоростной спуск на троллее над Днепром, полет в аэротрубе или на флайборде уместны только в теплое время года.
«На рынке подарочных сертификатов на впечатления существует достаточно серьезная конкуренция, и в первую очередь это сказывается на стоимости привлечения клиентов, — подчеркнул Виталий Дрозд. — Поскольку узнаваемость категории не высока, мы пытаемся взаимодействовать с людьми именно в момент выбора подарка. Большинство из них изначально нацелены на вещи и не догадываются, что можно подарить увлекательное впечатление».
Подарки и эмоции
На самом деле очертить рынок подарков весьма сложно. Если семейная пара идет в торговый центр и муж покупает жене сапоги с премии, можно ли это считать подарком? Скорее, нет. Если сын дарит родителям на годовщину их свадьбы путевку в Египет и их портрет, считать ли подарками и то и другое? Поэтому надо разделять три сферы: рынок подарков, подарочных сертификатов и подарочных сертификатов на впечатления.
Впрочем, конечным потребителям нет дела до формулировок. Осталось чуть больше месяца до того времени, когда муки выбора в очередной раз настигнут большую часть трудоспособного и зарабатывающего населения страны. Сезон праздников не за горами, а это значит, нам придется задуматься над тем, что же все‑таки подарить родному человеку, любимому или любимой, коллеге или начальнику. Выбирать впечатления — дело хлопотное, но приятное.