Министерство аграрной политики и продовольствия Украины направило письмо в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с просьбой официально предъявить претензии к качеству продукции кондитерской корпорации Roshen. Об этом рассказал «Капиталу» первый замминистра Иван Бисюк. «Мы также направили письмо в Министерство иностранных дел», — добавляет он.
Результаты исследования
Специалисты Роспотребнадзора инспектировали Киевскую кондитерскую фабрику «Рошен», Винницкую кондитерскую фабрику и распределительный центр «Плюс» корпорации Roshen с 22 по 24 октября текущего года.
«Экспертам предоставляли все документы по их требованию», — рассказывает президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, который представлял украинскую сторону. По словам Ивана Бисюка, одному из членов комиссии стало плохо, поэтому вся делегация срочно улетела в Москву. Он отметил, что акт проведения проверки российская сторона так и не предоставила.
Официальное заключение Роспотребнадзор опубликовал вчера на своем официальном сайте. В сообщении сказано, что инспекция выявила проблемы на предприятиях корпорации: продукция изготавливается на основе устаревших нормативов и не соответствует санитарным требованиям России.
Инспекторов смутило также, что основной поставщик сухого молока для фабрик Roshen — винницкая компания «Бершадьмолоко» — не входит в реестр молокоперерабатывающих предприятий Украины, допущенных к поставкам в Россию». «Работа экспертов Роспотребнадзора на территории Украины проходила в неделовой и недружелюбной обстановке», — подчеркивается в официальном заявлении российского ведомства.
В Roshen от комментариев отказались. Неофициально в корпорации «Капиталу» подтвердили, что никакого письма от Роспотребнадзора по итогам проверки не получали.
Предприятия корпорации готовы сменить поставщика сухого молока и внедрить другие изменения, уверяет Иван Бисюк. «Но диалога нет», — говорит он. В пресс-службе Роспотребнадзора «Капиталу» сообщили, что планируется провести повторную проверку украинских фабрик, но дату приезда специалистов не назвали.
Украинские сладости застряли
Официально российская сторона предъявила претензии только к продукции Roshen, но проблемы наблюдаются и у других кондитерских предприятий. «Всю продукцию тщательно проверяют на таможне», — говорит директор Херсонской кондитерской фабрики Алла Дроновая.
По словам Александра Балдынюка, российские специалисты ставят под сомнение сертификат СТ-1, который выдается Торгово-промышленой палатой Украины и свидетельствует о том, что продукция выпускается в Украине и может экспортироваться в Россию по правилам «зоны свободной торговли».
«В июле поставки остановились практически на месяц», — говорит собеседник издания. Он добавляет, что с июля по октябрь экспорт украинской «кондитерки» в Россию сократился на 50‑60 % по сравнению с аналогичным периодом прошло года.
Российский рынок интересен украинским кондитерам, говорит Иван Бисюк. Руководитель инвестиционно-банковского отдела дочернего банка «Сбербанка России» Алексей Ращупкин поясняет, что наценки на кондитерскую продукцию в России на 15‑20 % выше, чем в Украине. Сейчас долю украинцев занимают разные российские фабрики, говорит эксперт российского кондитерского рынка Янис Куликовский.
По его словам, вернуться в розницу предприятиям будет сложно, поскольку поставщикам нужно снова договариваться о сотрудничестве с розничными магазинами и сетями, подчеркивает Янис Куликовский.
За ввод одной позиции в один магазин сети, по словам собеседника издания, необходимо заплатить $ 2‑3 тыс. Для сравнения, в Украине плата за вход в сеть продовольственных магазинов составляет около $ 1 тыс.
«Если ситуация не разрешится до середины ноября, украинские производители потеряют сезон», — говорит Янис Куликовский. Он поясняет, что за четвертый квартал продается 40‑45 % среднегодового объема кондитерских изделий. Как уже ранее писал «Капитал», в 2012 г. украинские производители вывезли в Россию продукцию на сумму около $ 600 млн, т. е. их потери могут составить $ 240‑270 млн.
У украинских кондитеров два выхода: освоение новых рынков или покупка российских фабрик. По словам Алексея Ращупкина, для освоения новых рынков, которые могут компенсировать проблемы с поставками в Россию, производителям необходимо шесть-девять месяцев.