Вчера исполнилось 95 лет со дня создания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.
Петр Симоненко,
лидер Коммунистической партии Украины:
За плохим о комсомоле обращайтесь к другим. Это была удивительная система воспитания молодых людей, которые становились не только во главе предприятий или отраслей, но и всей нашей великой страны. Не то что воспитывают нынешних мерзавцев, которые по лавочкам с бутылкой пива сидят. Весь комсомол Союза работал на развитие Украины: Днепрогэс, Харьковский тракторный, все украинские АЭС. Комсомол строил будущую жизнь, а совсем не олигархи.
Александр Лиев,
министр курортов и туризма Крыма:
Когда-то меня выгнали из комсомола за то, что, будучи солистом рок-группы «Диверсия», исполнял не устраивающие райком песни: «.. и вот, когда минуло 18 лет, я за червонец продал свой комсомольский билет…». Но комсомол был хорошей школой лидерства, и этого не отнять. И сейчас должна быть такая организация, которая готовила бы реальные кадры руководителей. Ведь чем больше молодой крови во власти, тем быстрее и динамичнее будет развиваться страна.
Сергей Квит,
президент Киево-Могилянской академии:
С дистанции времени я склонен трактовать комсомол исключительно как оккупационную организацию, жестко направленную на промывание мозгов молодых людей и создание атмосферы круговой поруки общей причастности к преступлениям коммунистического режима и к особенной формации советского народа. Это была важная часть идеологического сопровождения советского человека на протяжении всей жизни: между октябрятами и КПСС.
Андрей Найдек,
собственник компании «Динай»:
Плохого практически и не было… Идеология? Но в комсомольском возрасте мировоззрение уже достаточно сформировано. Положительное то, что идеологическая «подкладка» могла объединить людей для полезных действий: субботников, сдачи донорской крови и пр. И это была реальная школа кадров: недаром первые предприниматели — выходцы из комсомола. О том, что имущество комсомола «прихватизировали», — это история из другого времени, когда комсомола уже не было.
Ирина Бекешкина,
глава фонда «Демократичні ініціативи»:
Хорошее — это была единственная организация, объединявшая молодежь.
И не только идеологически (как обычно сейчас думают), но и для досуга, поездок в другие регионы, дружбы, контактов. Плохое — идеологический диктат. Комсомол был квазиобщественной организацией, поскольку полностью руководился извне, чиновниками партийных органов. И главное — он был средством тотального контроля за каждым молодым человеком и методом коррекции его поведения.
Ленур Сеттаров,
собственник сети автозаправок «Современник»:
Не думаю, что в период коммунистического строя вообще что-то было хорошее, в том числе и ВЛКСМ. Я в комсомоле никогда не был и считаю, что он был инструментом для идеологической промывки мозгов молодежи. Возможно, эта организация и выполняла какие-то воспитательные функции, но наша страна, пережив коммунистический строй, не получила от комсомола ничего полезного.
А нахрена був потрібен комсомол як рнзерв КПРС, коли в ряди КПРС приймали зеків прямо із зони?