Украина стала одним из наиболее успешных реформаторов бизнес-климата, свидетельствует опубликованный в понедельник ежегодный отчет Всемирного банка «Doing Business 2014».
С июля прошлого года по конец июня текущего страна улучшила условия ведения бизнеса в восьми из десяти категорий, которые учитывает организация, и за счет этого поднялась сразу на 28 пунктов — до 112 места.
Если к прошлому году Украина была лишь в половине пути от качества деловой среды Сингапура, лидера рейтинга (distance to frontier — удаленность от лучшего показателя нашей страны тогда составляла 51 %), то теперь она прошла уже 58,4 % пути к «идеалу».
на 28 пунктов улучшились позиции Украины согласно ежегодному отчету Всемирного банка «Doing Business 2014»
Правда, достигнутый за год прогресс не полностью удовлетворяет Киев. Напомним, что в январе президент Виктор Янукович ставил перед правительством задачу в течение двух лет вывести Украину в первую сотню рейтинга Doing Business.
России уже удалось реализовать аналогичные амбиции. Год назад президент этой страны подписал указ, предусматривающий повышение показателей в рейтинге до 50‑го места в 2015 г. и до 20‑го в 2018‑м.
И несмотря на то что количество «отреформированных» сфер в России оказалось меньше, чем в нашей стране, уже в нынешнем рейтинге Москве удалось прорваться из второй сотни в первую, взлетев на 19 позиций — до 92‑го места.
Отложенный эффект
«Во многом предпосылки для улучшения наших позиций в рейтинге Doing Business текущего года были заложены проведенными реформами в 2012‑м, которые не нашли отражения в предыдущем году», — прокомментировал итоги рейтинга первый вице-премьер Сергей Арбузов.
Самый значительный прорыв за последний год Украина совершила в сфере получения разрешений на строительство. В этой категории наша страна поднялась с 186‑го места в мире на 41‑е. Как объясняется в отчете, такой рывок был обеспечен внедрением рискоориентированной системы одобрения, которая ускорила прохождение процедуры для более простых строений с низкими рисками.
Благодаря этому количество процедур, необходимых для получения разрешения, сократилось вдвое (до 10), а время, требуемое на их прохождение, — на 302 дня (до 73). При этом, по словам заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрия Исаенко, масштабные реформы в строительстве начались с принятием закона «О регулировании градостроительной деятельности», то есть еще в прошлом году. Но для его реализации было необходимо принять много дополнительных документов — три закона, 21 постановление правительства, 15 приказов Минрегиона, три предписания и четыре государственные строительные нормы.
Таким образом, изменения, которые формально могли улучшить рейтинг еще в 2012 г., привели к улучшению позиций Украины только в текущем году.
Но не все, что выглядит радужно на бумаге, является таким же на практике. Так, в сфере легкости получения банковских кредитов Украина занимает 13‑е место и находится выше Германии, Швейцарии, Литвы и множества других европейских государств. Однако на практике украинский бизнес продолжает жаловаться на недоступность заемных средств в отечественных банках.
По мнению руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия, этот парадокс связан с тем, что методология Всемирного банка оценивает лишь процедурную сторону получения кредита, в то время как рост банковского кредитования в нашей стране тормозит дороговизна ресурсов, которую методология организации игнорирует. «При нынешних процентных ставках, которые доходят до 20 % и более, спрос со стороны бизнеса на банковские кредиты отсутствует», — говорит экономист.
Про запас
Правительство строит большие планы на продвижение в рейтинге Всемирного банка в следующем году. «Наше государство продемонстрирует не меньший прогресс, чем в нынешнем, и нам удастся выполнить поручение президента Виктора Януковича, чтобы Украина вошла в первую сотню рейтинга стран с самым благоприятным бизнес-климатом», — уверен Сергей Арбузов.
По словам руководителя Координационного центра по проведению экономических реформ при президенте Украины Александра Данилюка, многие законодательные изменения, касающиеся деловой среды, уже были инициированы и даже приняты в 2013 г., но еще не реализованы и поэтому не учтены в текущем рейтинге. Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находятся три законопроекта, два из которых уже были приняты в первом чтении.
Они направлены на усиление защиты прав инвесторов», — уточнил собеседник. Напомним, в сентябре в первом чтении был принят законопроект, который вводит механизм подачи иска акционером предприятия в хозяйственный суд в случае причинения компании убытков действиями или бездействием должностного лица. При этом документ возлагает на должностных лиц акционерного общества полную материальную ответственность за убытки, причиненные обществу при выполнении ими своих обязанностей.
Кроме того, уже в «Doing Business 2015» будут отмечены также принятые в сентябре изменения в Налоговый кодекс, упрощающие процедуру регистрации плательщика НДС, которая раньше занимала 10 дней. Теперь зарегистрироваться плательщиком НДС можно будет в электронной форме или при госрегистрации юрлица или физлица-предпринимателя. Часть нововведений правительство и вовсе отложило на следующий год.
Как рассказывает Александр Данилюк, на 2014 г. запланировано упрощение процедуры присоединения к электросетям мощностью более чем 16 кВт и отмена отдельных разрешительных процедур на этапе введения электроустановок в эксплуатацию.
Тем временем представители неправительственных организаций обращают внимание на то, что при оценке деловой среды Украины нельзя мыслить только в рамках Doing Business. Как отмечает финансовый экономист Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Колин Масценик, за пределами отчета остались такие проблемы украинской деловой среды, как макроэкономические риски, решение которых, по словам специалиста, требует фискальной консолидации и смягчения валютно-обменного режима.
Также эксперт обращает внимание на низкий уровень корпоративного управления, неэффективные проверки с элементами коррупции, непоследовательное использование законодательства госорганами и судами, излишнюю зарегулированность экономики, устаревшую систему технических требований и контроля продуктов питания, унаследованные с советских времен.