Одни из немногих, у кого прибавляется работы во время стагнации — общественные деятели, которые возмущаются ростом неравенства в обществе.
Роберт Франк с американского телеканала CNBC говорит, что богатые люди «живут в отдельной стране». Бывшая журналистка, а ныне политик Кристиа Фриланд переживает о новом поколении международных миллиардеров и «новых бедных». Мрачный исследователь американской общественной жизни Чарльз Мюррей предупреждает, что богачи запираются за шлагбаумами своих закрытых поселков, и поэтому общество становится все более разобщенным.
Вместе с тем, в жизни тех, чьи доходы находятся в верхней части шкалы, наблюдается обратная тенденция, пусть и не очень выраженная. Атрибуты роскоши — частные самолеты, роскошные яхты, модные автомобили и дома с дизайнерскими интерьерами — становятся доступны все более широкому кругу людей. Возможно, это слабое утешение — миллионеры получают возможности миллиардеров. И тем не менее, это происходит, и не в последнюю очередь благодаря новым технологиям.
Каков самый важный атрибут по-настоящему богатого человека? Конечно, собственный самолет. Яхта — вещь необязательная; в конце концов, не все любят неделями болтаться по морю в одной и той же компании. А вот самолет начинающему миллиардеру совершенно необходим.
Самолет экономит время. Даже пассажирам первого класса приходится приезжать в аэропорт за час до вылета, но если у вас есть свой самолет, вы можете оказаться в воздухе почти сразу. Кроме того, в нем можно работать, не беспокоясь, что кто-то из пассажиров начнет жаловаться на ваши вездесущие бумаги или подслушает коммерческий секрет. Полет проходит спокойнее (как правило, небольшие частные реактивные самолеты летают выше пассажирских эшелонов, на высоте 13−14 км), места для ног сколько угодно, и можно возить домашних животных.
Но сегодня, чтобы получить все эти возможности, вам больше не нужно быть обладателем состояния в сотни миллионов долларов. У авиакомпании NetJets 700 реактивных самолетов — это пятый в мире парк — и договоренности с тысячами аэропортов в США. Компания использует новый для отрасли подход: долевое участие или разделение времени — клиент покупает долю в самолете, которая дает ему, скажем, 200 часов полета в год.
NetJets научилась предоставлять своим богатым клиентам доступ в мир супер-богатых: это может быть билет на закрытое событие вроде выставки Art Basel или обед со знаменитостью. Кроме того, компания ищет способы снизить стоимость своих услуг: недавно она ввела что-то вроде проездного на бизнес-джет. Теперь можно не покупать долю в самолете, а приобрести предоплаченную карту на определенное количество летных часов в год — к примеру, 25 часов стоят примерно $163 435.
Развитие экономики совместного потребления не вдохновлялось потребностями богатых, но оказалось, что она им отлично подходит. Ее идея проста: у многих из нас есть свободные активы, которые мы готовы сдавать в аренду незнакомцам. А у кого больше свободного имущества, чем у очень богатых людей? И конечно, человек, который всю жизнь зарабатывал деньги, не откажется от дополнительного дохода. Да и аренда предметов роскоши богачам тоже подходит. У такой системы есть даже неожиданное преимущество для потребителя: топ-менеджеру, летающему бизнес-джетами NetJets, не придется объяснять акционерам, почему он купил себе самолет, даже если он летает каждый день по три раза.
И Uber, и Airbnb кроме массового рынка обслуживают и богатых. Uber предлагает прогулки на яхте в Дубае (UberYacht) и полеты на вертолете на работу в бразильском Сан-Паулу (UberCopter), а через Airbnb можно снять роскошные апартаменты в Лондоне, Гонконге и на Карибах.
Практически для любого предмета роскоши найдется свой оператор. Например, сан-францисская GetMyBoat помогает клиентам арендовать катера, роскошные плавучие дома, яхты и гидроциклы в 7100 точках по всему миру.
Stratajet продает билеты на порожние рейсы частных самолетов по цене билета бизнес-класса и ниже. Staller, называющий себя «Airbnb для лошадей», помогает заводчикам арендовать стойла в конюшнях поблизости от мест соревнований. Клуб обмена недвижимостью ThirdHome.com позволяет человеку, у которого всего три-четыре дома, жить так, как будто их десяток.
В этом смысле у широкой публики и у богатых одни и те же проблемы: это группы людей, которых больше волнует собственное благополучие, чем общественная польза, и регулирующие органы, отстающие от развития технологий. Нью-йоркская компания Blade очень сильно облегчила жизнь обитателям Лонг-Айленда, проложив вертолетный маршрут на восточную часть полуострова, но жители районов Бэттери-Парк и Бруклин-Хайтс жалуются на жужжание над головой.
Демократизация коснулась и управления капиталом. Раньше вы могли позволить себе личных советников, берущих на себя все заботы по управлению вашими инвестициями, налогами и благотворительностью и предоставляющих доступ к лучшим хедж-фондам, только если вас звали Рокфеллер или Морган. Сегодня, благодаря буму в этой области, такого специалиста могут нанять люди с капиталом «всего» в 5 млн долларов.
Подразделения по управлению благосостоянием создают крупные банки, в том числе Citigroup, и даже шикарное отделение Rockefeller & Co на Манхэттене предлагает подобные услуги «простым людям».
Конечно, демократизация роскошного потребления не противоречит тезисам Франка, но для довольно широкой прослойки людей это означает расширение возможностей. Раньше, чтобы быть частью глобальной элиты, нужно было родиться богатым. Позже это стало возможно для человека, заработавшего сто миллионов долларов, но постепенно планка поднялась до миллиарда.
Сегодня, благодаря экономике совместного потребления товары и услуги, прежде доступные лишь немногим, могут позволить себе люди с жалкими единицами миллионов долларов. Возможно, сверхбогатые и живут в собственной отдельной стране, но все больше людей могут к ним присоединиться — хотя бы на время.
По материалам: Economist, Insider.pro