Избранный президент Дональд Трамп, чья инаугурация пройдет 20 января, вчера дал первую с июля большую пресс-конференцию в Trump Tower — штаб-квартире своей бизнес-империи. Она длилась чуть больше часа, кроме самого Трампа перед журналистами выступили будущий вице-президент Майкл Пенс с краткой вводной речью и юрист Шери Дилон, говорившая о судьбе бизнес-империи Трампа. Инвесторы пристально следили за его словами, надеясь понять приоритеты миллиардера на посту президента.
Пресс-конференция началась с заявления будущего пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера, который обвинил BuzzFeed и CNN в публикации ложной информации о компромате на Трампа, который якобы есть у властей России. Сам Трамп начал свое выступление с благодарности СМИ, которые не публикуют фейки, а позднее отказался отвечать на вопрос BuzzFeed.
Отношения с Россией
Теме российских хакеров, совещаний с разведкой и компромата было уделено едва ли не больше внимания, чем излюбленной Трампом теме переноса производства в США. Трамп выразил согласие с уходящим президентом Бараком Обамой, который ранее обвинил в атаке на американские серверы хакеров, связанных с Россией. «Я думаю, что это была Россия, но я думаю, что мы подвергаемся хакерским атакам и со стороны других стран. У нас много хакерских атак», - заявил он.
Будущий президент раскритиковал систему защиты властных структур Америки от киберпреступлений и пообещал улучшить защиту от них. «Путину не стоило делать это (взламывать американские сервера — ред.), и я не думаю что он будет делать это в будущем. Когда я стану президентом, Россия будет уважать нас куда больше, чем при других президентах США».
Трамп заявил, что он надеется на улучшение отношений с Россией, но не будет предлагать смешную кнопку перезагрузки, как это когда-то делала Хиллари Клинтон. «Если Путину нравится Дональд Трамп, это актив, а не обязательство», заключил он
Заводы — в страну
Говоря о внутренней политике Трамп особое внимание уделил двум своим излюбленным темам — переносу производства в США ради сохранения рабочих мест для американцев и отмене Obamacare.
Трамп заставил акции сектора здравоохранения упасть более, чем на 1%, заявив о том, что страна нуждается в более конкурентных ценах на лекарства и возвращении фармпроизводства на территорию США. По его словам, сейчас фармацевтическим компаниям «сходят с рук убийства», выражающиеся в высоких ценах на лекарства.
Второй жертвой Трампа на фондовом рынке стали акции Lockheed Martin, которые также упали примерно на 1% после слов Трампа о том, что проект истребителя F-35 отстает от графика и стоит бюджету миллиарды и обещания обратить больше внимания на расходы на самолеты.
Избранный президент вновь, как и во многих своих выступлениях, вернулся к вопросу о возвращении рабочих мест в США: «Если вы хотите перенести производство из Мичигана, где я выиграл выборы, в Мексику — так больше не будет. Если вы производите товары за пределами США, вы больше не сможете продавать их как американские. Вы будете платить огромные пошлины. Будет огромная пошлина для тех, кто выносит производство за пределы страны».
В начале пресс-конференции Трамп поблагодарил американских автопроизводителей за намерение строить новые заводы на территории США. В конце пресс-конференции он также повторил обещание построить на границе с Мексикой стену и даже заставить правительство соседней страны в какой-то форме заплатить за нее. Не дожидаясь этих слов, мексиканский песо уже в начале выступления Трампа рухнул до исторического минимума — 22,03 за доллар.
Деньги — в траст
Трамп утверждает, что президент США — единственный из чиновников, кому закон не запрещает сохранять свои деловые связи и посты в бизнесе. Однако, по его словам, он добровольно передаст управление своей компанией сыновьям, а сам сосредоточится исключительно на управлении страной. Таким образом, Трамп отрицает наличие конфликта интересов.
Часть пресс-конференции заняло выступление юриста Трампа Шери Дилон, которая подробно разъяснила устройство будущего траста.
Что касается налоговой декларации, публикации которой так требовали американские СМИ, Трамп уверен, что остальным гражданам, в отличие от журналистов, совсем не интересно, сколько миллиардов долларов он сэкономил на налогах.