Николаевский городской совет продал морскому специализированному порту «Ника-Тера», входящему в Group DF Дмитрия Фирташа, два земельных участка общей площадью около 10 га за 4,4 млн грн. За последние два года это уже третья покупка земли для расширения порта.
Активно развивая его инфраструктуру и увеличивая мощности по перевалке зерна, Group DF намерена заработать на их дефиците.
Новая инфраструктура
В ноябре 2011 г. порт «Ника-Тера» приобрел за 3,156 млн грн у Николаевского горсовета четыре участка земли общей площадью 8,6 га для обслуживания причалов и причальной стенки порта. В апреле этого года порт купил еще три земельных участка общей площадью 11 га за 4,6 млн грн.
Как сообщил «Капиталу» председатель компании «Ника-Тера» Александр Гайду, на купленных на прошлой неделе участках будут строить специальные стоянки для автомобилей и железнодорожных вагонов.
Первый приобретенный портом участок площадью 3,1 га находился у него в аренде с 2009 г. Сейчас он частично используется для обслуживания стоянки грузовиков. «Ника-Тера» планирует построить на этом участке стоянку, вмещающую 100 грузовиков. На втором участке площадью 7,3 га порт создаст дополнительную стоянку для размещения еще 200 грузовых автомобилей, — сообщили «Капиталу» в пресс-службе Group DF.
Кроме того, на втором участке земли предприятие проложит железнодорожные пути, предназначенные для отстоя вагонов. «Это позволит разгрузить железнодорожную станцию «Жовтнева», которая запроектирована на грузопоток в 5 млн т в год и при его увеличении не сможет принимать больший объем грузов», — уточнила пресс-служба Group DF.
По оценкам старшего аналитика Центра транспортных стратегий Андрея Исаева, мощности порта «Ника-Тера» по перевалке грузов составляют около 5,5 млн т в год, однако уже в 2015 г. они увеличатся до 15 млн т в год.
Пресс-служба Group DF заявила, что планы компании по увеличению мощностей порта не могут быть реализованы без развития необходимой инфраструктуры.
Заработать на зерне
Порт «Ника-Тера» планирует до конца 2013 г. завершить строительство зернового элеватора вместимостью 170 тыс. т, увеличив вместимость зернохранилищ до 210 тыс. т. Это позволит нарастить грузооборот зернового комплекса до 6 млн т в год.
«В итоге уже к концу 2013 г. мы станем одной из крупнейших компаний на рынке перевалки зерна», — отмечал ранее Александр Гайду.
Инвестиции в этот проект составят около $ 15 млн. Увеличение соответствующих мощностей позволит «Ника-Тера» заработать на сложившемся на рынке дефиците мощностей по перевалке зерна на экспорт.
6 млн тонн зерна в год сможет переваливать порт «Ника-Тера» после введения в эксплуатацию новых мощностей
По данным аналитика зернового рынка информационно-аналитического агентства «АПК-Информ» Андрея Купченко, стоимость перевалки зерна в портах Европы составляет около $ 10 за т, в то время как в Украине — $ 18‑23, при этом многие агротрейдеры не имеют собственных портовых мощностей.
Он также отметил, что в ближайшие годы экспорт зерновых из Украины возрастет, и чтобы его обеспечить, существующие портовые мощности необходимо увеличить вдвое. «Сегодня порты могут переваливать до 25 млн т зерновых, тогда как экспорт уже в этом году прогнозируется на уровне 30 млн т», — добавил он.
Однако, по его мнению, портам необходимо не только наращивать мощности по перевалке, но и развивать инфраструктуру, и в первую очередь это касается железнодорожных подъездных путей.
Удешевить логистику удобрений
В октябре этого года порт «Ника-Тера» ввел в эксплуатацию новый участок по перевалке карбамида, производимого на предприятиях Group DF Дмитрия Фирташа. Инвестиции в реализацию этого проекта составили $ 10,2 млн.
«Запуск дополнительных мощностей позволил порту увеличить годовой грузооборот минеральных удобрений с 4 до 5,7 млн т», — сообщил Александр Гайду.
По его мнению, наращивание мощностей по перевалке минеральных удобрений позволит в первую очередь максимально удовлетворять потребности химических предприятий Group DF, объединенных холдингом OstChem. В компании отмечают, что за счет увеличения мощностей собственного порта по перевалке карбамида удается снизить затраты на логистику удобрений.
Депутаты продали землю дешевле
Вопрос продажи земли порту «Ника-Тера» на сессии Николаевского горсовета вызвал острые дискуссии. Часть депутатов выступала против этой сделки, поскольку после ее совершения платежи порта по налогу на землю будут втрое ниже, чем нынешняя арендная плата. При этом они утверждали, что цена земли занижена, и предлагали продать ее по нормативной цене — 132 грн за кв. м.
Другая часть депутатов выступила за то, чтобы продать землю порту и получить больше денег именно сейчас.
В результате вопрос о продаже земли порту «Ника-Тера» был одобрен горсоветом только на повторном голосовании. Депутаты продали землю по цене 42,5 грн за кв. м.